Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организация работы учителя в современных условиях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Харчёв Сергей Филиппович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2957
Показать PDF версию Организация работы учителя в современных условиях

Харчёв Сергей Филиппович

У современного учителя усилился интерес к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников на различных ступенях образования. Этот интерес объясняется стремлением учителей организовать учебу так, чтобы каждый ученик был оптимально занят  на уроках и дома  с учетом его способностей и развития. Такую организацию обучения требует современное общество, когда от каждого требуется высокий уровень профессионализма, способность принимать решение, ориентироваться в различной ситуации и постоянно учиться.

 Основной целью учебного процесса становится не усвоение знаний, а овладение способами этого усвоения. Достижение личностных результатов обучения требует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса и построения индивидуальных образовательных программ для каждого обучающегося. Организация дифференцированного подхода - основной элемент моего педагогического опыта, заслуженно отнимает у меня много время при планировании и осуществлении учебного процесса. И, конечно, я искал   уже имеющиеся передовые опыты. Почему-то все учителя разделяют учащихся по  уровню обучения на три дифференцированные группы: «А» - базовый уровень; «Б» - несколько продвинутый уровень; «С» - углублённый уровень. Самый низкий базовый. Возможно, у них никогда не бывает отстающих детей.

Тогда надо сказать о работе по переводу отстающего в группу «А» - базовый уровень надо сказать отдельно.

Учитывая особенности отстающего ученика должен быть установлен и разный подход в индивидуальной помощи. Например, сильно отстающий мальчик, отделившись от коллектива, начал добиваться результатов, а девочка, приехавшая из Армении начала хорошо учиться только после того, как влилась в коллектив.

Я убеждён, что главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении математики. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику я пытаюсь создать сам, совместно с ребёнком переживая радость его достижения. Помогаю слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он в дальнейшем выступит перед классом.

Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Стало возможным от учеников услышать фразу "Зачем мне информатика?  Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при изучении математических аспектов информатики, где  требуются особые навыки и трудолюбие  ученика для понимания.

На помощь приходит современный подход! Задача современной школы - разработка и применение специальных методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Поэтому необходимо не просто изучать информационный материал учебника, а превратить это в творчество каждого ученика.

  Такая простая мотивация - как получить хорошую оценку, тоже может заставить неуспевающих детей разобраться с предложенной темой. 

Для этого на моём сайте есть тестирования с автоматически выставляемой оценкой. Электронные тесты, в отличии от бумажных, освобождают от утомляющих проверок. Я использую только лично составленные тесты, требующие глубокого знания материала и творческого подхода. Поэтому решенные дома тесты и выставленная компьютером положительная оценка говорят о большой работе ученика. Тесты, размещённые в блоге, необходимо менять время от времени потому, что всегда находится «доброжелатель», который выложит ответы в общий доступ.

 Личностно  ориентированное обучение – главный инструмент в работе. Поясню на примерах. Так, в 9 классе, преподавая программирование, я понимаю, что дети приходят с разными способностями и разным базовым уровнем. Я не делаю акцент на вопросе:  «кто успешнее?», а предоставляю каждому возможность найти свой путь. Это может быть «Черепашка» или простой язык АЯ, Pascal, а кто-то работает на С++, готовя себя к олимпиаде.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к самому компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией всё новых возможностей. Компьютер стал другом и помощником способным развлечь и связаться с миром.

Но в тоже время, с каждым днем компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу обучения.

Поэтому я стараюсь использовать приёмы и методы создания мотивации, которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней и повысить мотивацию учащихся на уроках информатики. Так, используя национальный компонент, мы с учащимися изучаем исторические и достопримечательные места Адыгеи, а вместе с этим учимся заполнять самое важное компьютерное приложение – «Электронная таблица». Дети учатся создавать и применять формулы в электронной таблице

Яркой является задача распределение гор, скал, хребтов и перевалов Адыгеи по высоте с последующем построении диаграмм и сравнением с самой высокой точкой Земли - вершина Джомолунгма(Эверест) - 8848 метра. Информацию ученики находят в интернете.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например, «Выбор  компьютера для разных пользователей».

Обращение к опыту детей - это прием для мотивации и что немаловажно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний, которые пригодятся им в профессиональной деятельности.

Опыт работы в школе показал, что потенциал обучения на основе информационно-коммуникационных технологий безграничен и способен обеспечить индивидуализацию обучения и развитие их самостоятельного творчества. Это  новая продуктивная  среда обучения.

Информационные технологии позволяют повысить темп усвоения знаний, индивидуализировать обучение, моделировать ситуации, увеличить активное время, обеспечить наглядность.

Информационные технологии позволяют педагогам качественно изменить методы, организационные формы и само содержание обучения. Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям.

Я обратил внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, переносу усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на всех учащихся.

В заключении, нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше методы могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный в мотивации учения.

Литература

1. Современные образовательные технологии. Электронный ресурс.

Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1720-sovrobraztech (дата обращения 03.04.2016)

2. Современные технологии автоматизации №1 2015 Издательство: М.: СТА ПРЕСС Год: 2015

3. Интернет - ресурсы "Самоорганизация - школа успеха"

 Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2917-2014-10-20-081809  (дата обращения 06.04.2016)