Евразийский
научный
журнал

Организация проектной деятельности при изучении химии в образовательном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Маркина Наталья Станиславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2018»  (январь, 2018)
Количество просмотров статьи: 994
Показать PDF версию Организация проектной деятельности при изучении химии в образовательном процессе

Маркина Наталья Станиславовна
Учитель географии и биологии
МБОУ «СОШ с.Раковка»,
Уссурийский городской округ, Приморский край.
Магистрант химического образования
Школы педагогики
Дальневосточного федерального университета,
Уссурийск.
E-mail: Markina180379@rambler.ru

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий. [5, с. 31]. Одна из таких технологий — метод проектов. Метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно-деятельный подход в обучении.Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи[1, с. 29], а также его ученик В. Килпатрик. Главное, что добивались авторы метода проектов — строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней — стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования [3, с. 27]. Проект — это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения [4, с. 45].

Можно выделить следующие основные этапы проекта: 1.Подготовительный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, сбор и анализ информации), 2.Практический (оформление продукта проекта) , 3.Заключительный (представление, защита проекта). Существует множество классификаций проекта, наиболее часто используемая классификация следующая:

По характеру координации: С открытой координацией — учитель направляет работу группы, организует отдельные этапы проекта. Со скрытой координацией — учитель как полноправный участник проекта. Чаще всего на своих уроках я использую проекты с открытой координацией.

По характеру контактов: Внутренние — в проекте принимаю участие учащиеся одного образовательного учреждения. Региональные — в проекте принимаю участие учащиеся из разных школ. Международные — участники проекта — граждане разных государств. В настоящее время мне и моим учащимся удается осуществить только внутренние проекты, но я стремлюсь к тому, чтобы наши будущие проекты приобрели региональный и международный статусы.

По структуре: Исследовательские проекты. Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов. Творческие проекты — проекты, центром которых является творческий продукт — результат самореализации участников проектной группы. Игровые проекты — ведущим видом деятельности является ролевая игра, результатом проекта — проведение игры. Информационные — сбор и анализ информации, презентация продукта. Практико-ориентированный — нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера. В своей работе ,совместно с моими учениками как на уроке,так и во внеурочное время реализовали и представили свои проекты и в школе и на практических конференциях города Уссурийска,Приморского края.

По числу участников: индивидуальные, парные, групповые.

На уроках химии ,лучше выполнять проект парой или группой,а если выполнять проект во внеурочное время ,то я считаю лучше его делать индивидуально.

По продолжительности:

Краткосрочные — продолжительность проекта около одной недели. Среднесрочные — от одной недели до одного месяца. Долгосрочные — более одного месяца. [2, с. 87]. В своей деятельности я использую все виды проектов. Так, например, с учащимися 8-9-го класса мы реализуем долгосрочный, групповой, информационный проект «Знакомьтесь — Наука Химия». Этот проект включает выпуск школьной газеты по предмету «Химия». В этой газете опубликовываются разные факты,новинки.открытия,эксперименты,ребусы,головоломки по химии.Группа учащихся,которая готовит данный выпуск газеты ,открывает для себя много интересного из области химии.После выпуска газеты,остальные учащиеся школы могут успешно ознакомиться с новой информацией. Во всех классах реализуются индивидуальные и групповые проекты. Это краткосрочные проекты по отдельным темам курса химии («Значение химии в жизни общества», "Сплавы","Великие учёные«, «Нефть и её значение», «Пища на столе», «Я состою их атомов» и т.д.). Результатами данных проектов являются презентации, сценарии викторин, ролевые игры,демонстрации.

Проектная технология, ориентированная на обучение конкретного ученика требует от меня, школьного учителя личностно -ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения проявляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика. Все мы знаем, что среди учеников есть интеллектуальные бездельники, которые умеют, но не желают учиться. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества. Доказательством тому могут служить совместные опыты работы над проектами моих учеников. Заблоцкая Екатерина (9 класс) 2014 г.в краевом конкурсе города Уссурийска заняла 1 место «Как жаль,новогоднюю ёлку!». Макаревич Полина (9 класс) 2016 г.в краевом конкурсе города Уссурийска заняла 2 место «Состав и значение козьего молока». Маркина Виктория (6 класс)2015 г. в муниципальном конкурсе «Красота земная», города Уссурийска заняла 1 место «Полезные свойства ягоды-малины». Семёнов Дмитрий (6 класс) 2016 г. в муниципальном конкурсе "Красота земная«,города Уссурийска занял 3 место «Чудо- каши». Макаревич Полина (10 класс) 2017 г.в краевом конкурсе города Уссурийска заняла 2 место «Как улучшить плодородие почвы на своем огороде». Маркина Виктория (8 класс)2017 г. в муниципальном конкурсе «Красота земная», города Уссурийска заняла 1 место «Чудо-огурцы с.Раковка». Ежегодно ,совместно с учащимися готовим коллективные ролевые проекты по теме "Здоровое питание".С этими проектами мы выступаем как в нашей школе перед учащимися,учителями,родителями,так и на конкурсах в других общеобразовательных учреждениях,где занимаем призовые места.

Проектная деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает общекультурный уровень. А моя задача как педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять, развивать творческие способности, а для этого я должна уметь осуществлять диалог с учеником, создать атмосферу творчества и сотрудничества. Список литературы: Дьюи Д. Психология и педагогика мышления /Пер.с англ. Н.М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997. — 204 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркина, М.В.