Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организация образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Величко Александр Владимирович, Ковалева Наталья Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2169
Показать PDF версию Организация образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ковалева Наталья Николаевна,
кандидат экономических наук,
доцент,
заведующая кафедрой экономики
и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»;

Величко Александр Владимирович,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это важная часть ключевой для РФ проблемы развития человеческого потенциала. Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде нормально развивающихся.

Одной из значимых проблем на этапе модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества. Организацию и доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ можно представить в виде плана мероприятий на факультете или институте (табл. 1).

Таблица 1. Разработка плана мероприятий на факультете (институте) по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Наименование предприятия Время проведения Ответственное лицо (подразделение) Результат ожидаемого мероприятия
1.Общие организационные мероприятия
1.1 Формирование локальной нормативной правовой базы, определяющей организацию образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ До начала учебного года Учебно-методический отдел (управление) Регламентация порядка организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
1.2 Учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание баз данных В течение учебного года Отдел организации приема и профориентации Создание базы данных, учет с момента поступления
1.3 Создание и обновление специальной страницы на сайте, отображающей наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ С начала учебного года Отдел информационных технологий Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
2. Кадровое обеспечение
2.1 Проведение курсов повышения квалификации по особенностям работы с инвалидами и лицами с ОВЗ В течение учебного года Зам. директора по учебной работе. Учебно-методический отдел Дополнительное профессиональное образование с целью получения знаний о психофизических особенностях инвалидов
2.2 Методический семинар «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы лиц с ограниченными возможностями здоровья» В течение учебного года Дирекция, зам. Директора учебно-воспитательной работе Разработка и внедрение образовательных технологий для системы инклюзивного образования
3. Работа с абитуриентами и студентами с ОВЗ
3.1 Организация профессиональной ориентационной работы по следующим направлениям: — дни открытых дверей; — консультации с инвалидами; — информационные материалы В течение учебного года Отдел довузовской подготовки. Отдел организации приема и профориентации Информирование инвалидов и лиц с ОВЗ о подборе и доступности профессий и специальностей
3.2. Участие в проведении праздника «Татьянин день» 25.01.2018 Кураторы групп факультета (филиала) Создание адаптивной среды
4. Материально-техническое обеспечение
4.1 Заседание Ученого совета по вопросу «Совершенствование материально-технической базы Института (филиала) в целях обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ» В течение учебного года Зам директора по административно-хозяйственной части Обеспечение доступности совместного обучения, создание адаптивной среды
4.2 Устройство пандусов и поручней входных групп объектов института В течение всего периода обучения Зам. директора по административно-хозяйственной части Доступная среда
4.3 Оборудование жилых комнат, санитарно-гигиенических помещений общежития В течение всего периода обучения Зам. директора по административно-хозяйственной части Доступная среда
4.4 Оборудование поручнями и расширение дверных проемов в санузлах корпусов В течение всего периода обучения Зам. директора по административно-хозяйственной части Доступная среда
4.5 Оборудование учебных аудиторий, читального зала в соответствии с нормативными требованиями мобильности лиц с ОВЗ В течение всего периода обучения студента Зам. директора по административно-хозяйственной части Доступная среда
5. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
5.1 Введение в образовательную программу специализированных адаптивных дисциплин В начале учебного года Учебно-методический отдел Социальная и профессиональная адаптация в образовательном процессе
5.2 Создания фондов оценочных средств, адаптированных для инвалидов и лиц с ОВЗ В начале учебного года Педагогические работники Возможность оценить достижения и результаты освоения программы
5.3 Выбор мест прохождения практик В начале учебного года Руководитель производственной практики Создание условий и видов труда в соответствии с нозологией
5.4 Разработка дистанционных курсов В течение учебного года Педагогические работники Доступность учебного материала
6. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение
6.1 Разработать план по организации сопровождения в образовательном процессе инвалидов и лиц с ОВЗ: 1. Психолого-педагогическое; 2. Медико-оздоровительное; 3. Социальное В течение учебного года Отдел по социальной работе со студентами Развитие и коррекция личности студента инвалида, лица с ОВЗ
6.2 Работа медицинского кабинета: наблюдение за здоровьем; оказание первой медицинской помощи; осуществление лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий В течение учебного года Медицинский персонал Оказание врачебной помощи при необходимости

Интегрированное обучение строится на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.07.2017 года) — статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Однако принятие этого Закона не решает всех аспектов проблемы правовой регуляции процесса интегрированного обучения. Сохраняется необходимость разработки подзаконных актов, направленных на:

— определение статуса интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным полисом, позволяющим получать коррекционную помощь в объеме, гарантированном в специальном учреждении;

— внесение дополнений в статус специальных учреждений за счет оказания коррекционной помощи интегрированным детям;

— внесение изменений в нормативные документы, регулирующие материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений в целях создания в них соответствующих условий для воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, решаемых в рамках интегрированного образования, необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных научных исследований междисциплинарного характера. Особое внимание следует уделять созданию программ обучения родителей.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Документы24http://dokume№ty24.ru — Документы Российского Законодательства.
  2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297
  3. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011 — 2020 годы» http://base.garant.ru/71265834/#friends#ixzz51DKzuWcK.
  4. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 — 2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/#ixzz51DriMDXb