Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организация и методика проведения налоговых проверок

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Большунов Вячеслав Евгеньевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 4202
Показать PDF версию Организация и методика проведения налоговых проверок

Большунов Вячеслав Евгеньевич
Студент магистратуры группы ЭКмп-1501а
Направление: Экономика Программа подготовки магистров:
Учет, анализ и аудит
Тольяттинского государственного университета
г. Тольятти, Россия
Федеральная инновационная площадка
Министерства образования и науки Российской Федерации
Росдисант (высшее образование дистанционно):
https://www.rosdistant.ru/
Место работы:
Общество с ограниченной ответственностью
«РЕМОНТНО-МОНТАЖНЫЙ СЕРВИС «МЕХАНИК»
(ООО «РМС «МЕХАНИК»)
Должность: главный бухгалтер
Электронный адрес почты (е-mail.ru): slava_name.com@mail.ru
г. Каменск-Уральский, Свердловская область,
Российская Федерация (Россия)

Цель темы — получение студентами магистрантами знаний, выработка умений и владений, предусмотренных соответствующими компетенциями, в области налогового контроля как части финансового контроля, для выявления его предмета, субъекта и объекта.

Считается, что контроль является завершающей формой управленческой деятельности, предназначенной для сопоставления достигнутого результата с запланированным.

Контроль, осуществляемый от имени государства специально уполномоченным органами, называется государственным. Среди всего многообразия государственного контроля, к налоговому контролю наиболее близок государственный финансовый контроль.

Под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.

Налоговый контроль получил наиболее детальную правовую регламентацию, что обуславливается особой значимостью налогов и сборов как источников доходов государственного и муниципального бюджетов, а также влиянием налогообложения на жизнедеятельность частных лиц и организаций. Основным нормативным актом, регулирующим формы проведения налогового контроля, состав и соответствующую компетенцию органов его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НКРФ), в частности, глава 14 — 14.8 «Налоговый контроль».

В соответствии со ст. 82 НКРФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НКРФ.

В узком аспекте налоговый контроль имеет своей целью максимально возможный сбор налогов, который бы обеспечивал выполнение поставленной задачи по поступлению платежей в доходную часть бюджета при минимуме затрат на содержание органов налогового контроля, а также обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности объектов контроля, допустивших нарушение налогового законодательства.

В широком аспекте целью налогового контроля можно считать создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства.

[1, с.1-9]

Основной проверяющий орган — Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Проверки, проводимые налоговыми органами — важнейшая форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты налогов и сборов, а также за исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими нормативными актами.

Цель налоговой проверки — контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.

В результате проведения налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться задачи, наиболее важные из которых:

— выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

— предупреждение налоговых правонарушений.

Предметом налоговых проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Представляется необходимым привести сравнительную характеристику камеральных и выездных налоговых проверок по отдельным элементам, представив их в табл. 1.

Таблица 1 Сравнительная характеристика камеральных и выездных налоговых проверок

Элементы налоговых проверок Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Объект Совокупность хозяйственно-финансовой деятельности за отчетный период Совокупность хозяйственно-финансовой деятельности за период, охватывающий не более трех лет, предшествовавших отчетному
Субъект Межрайонные инспекции ФНС Управление ФНС России по субъектам РФ
Основание для проведения проверки Предоставление налоговой декларации налогоплательщиком Решение руководителя налогового органа
Периодичность проведения проверки Постоянно Выборочно
Место проведения проверки Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика

Эти два вида проверок отличаются по объему проверяемых документов. При сплошной проверке проверяются все документы организаций без каких-либо ограничений. При выборочной проверке проверяется часть документации организации. При проведении камеральных проверок используется только выборочный метод. Если же возникает необходимость в проведении сплошной проверки документации организации, то налоговым органам следует назначать выездную проверку.

Налоговые проверки по объему проверяемых вопросов можно условно поделить на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период. В ходе данной проверки анализируется вся финансово-хозяйственная деятельность организации с позиции правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком.

Выборочные проверки — это также проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.).

Целевые проверки — это проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т.п.). Чаще целевые проверки проходят в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

Ранее выездные налоговые проверки подразделялись на плановые и внеплановые. В настоящее время не существует обязательности в проведении выездных налоговых проверок. Они проводятся выборочно при наличии достаточных оснований полагать присутствие налоговых правонарушении.

По целям проведения можно выделить проверки обычные и контрольные. Кроме обычных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами в порядке контроля за соблюдением налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, НК РФ установлена возможность контрольных проверок налогоплательщиков. Данный вид проверки реализуется в ходе осуществления контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа со стороны вышестоящего. Подобные проверки могут проводиться и без соблюдения установленных НК ограничений на проведение общих выездных проверок. Отличие подобной проверки от обычной не будет замечено налогоплательщиком. При проведении такого рода проверки основной целью является оценка качества проведения предшествующих проверок. Проверка деятельности налогоплательщика не является основной целью налоговых органов. Но если в ходе такой проверки выявляются налоговые правонарушения, которые не были замечены ранее проходившей проверкой, то ответственность несет и налогоплательщик. [2, с.27-30]

Прежде всего следует исходить из того, что мероприятия налогового контроля регламентированы, прежде всего НКРФ. В гл. 14 НК РФ перечислены виды мероприятий налогового контроля:

— получение объяснений — п. 1 ст. 82 НК РФ;

— налоговые проверки — ст. 87 НК РФ;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

— ст. 92 НК РФ; — участие свидетеля

— ст. 90 НК РФ;

— доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

— ст. 91 НК РФ;

— истребование документов при проведении налоговой проверки;

— ст. 93 НК РФ;

— истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;

— ст. 93.1 НК РФ;

— выемка документов и предметов;

— ст. 94 НК РФ;

— экспертиза;

— ст. 95 НК РФ;

— привлечение специалиста;

— ст. 96 НК РФ;

— участие переводчика — ст. 97 НК РФ. [3, с.6]

Рекомендуется обратить внимание на привлечение к ответственности по результатам проведения налоговых проверок.

Нарушение законодательства о налогах и сборах является основанием применения к нарушителю различных мер юридической ответственности. Среди них выделяют меры уголовной, административной и налоговой ответственности. Конкретный вид юридической ответственности зависит от характера совершенного правонарушения в области налогов и сборов.

НК РФ устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Исходя из анализа положений ст. 10 НК РФ следует, что налоговая ответственность отличается от административной и уголовной ответственности.

По степени и характеру общественной опасности нарушения законодательства о налогах и сборах делятся на налоговые преступления и проступки. Уголовная ответственность за налоговые преступления установлена исключи-тельно УК РФ:

— уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

— уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);

— неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1);

— сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Налоговый орган может выносить два вида решений, в которых устанавливается факт совершения налогового правонарушения: Первый вид решения налогового органа предусмотрен правилами ст. 101 НК РФ.

По результатам налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вторым видом решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности является акт, составляемый по правилам ст. 101.4 НК РФ. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, составляется акт по установленной форме. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, составляет уполномоченное должностное лицо налогового органа, ведущее производство по делу о налоговом правонарушении. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налогового правонаруше-ния.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ и приведена в таблице 1. [3, c.17, 18]

Таблица 2 Ответственность за административные правонарушения в области

Вид правонарушения Основание Кто несет ответственность Штраф
1 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе ст. 15.3 КоАП РФ Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей 500 — 1000 руб.
2 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе ст. 15.3 КоАП РФ
3 Нарушение сроков представления декларации в налоговый орган ст. 15.11 КоАП РФ
4 Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (представление их в неполном или искаженном виде) ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ Граждане 100 — 300 руб.
5 Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей 300 — 500 руб.
7 Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности ст. 15.11 КоАП РФ 2000 — 3000 руб.

Ссылка на источник литературы

  1. Налоговая проверка: Учебное пособие / Н.Н. Шелемех. — Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. — 303 с.
  2. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие / И.А. Слабинская, Т.Н. Ковалева. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. — 285 с.
  3. Информационное обеспечение проведения налоговых проверок: учебно-методическое пособие / Н.Н. Шелемех. — Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2017. — (Высшее образование). — 135 с.
  4. Консультант плюс. / Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
  5. Консультант Плюс / Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  6. Консультант Плюс / «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017)