Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Oпыт применения информационных технологий в системы основного общего образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Апухтин Антон Сергеевич, Апухтина Анна Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 2783
Показать PDF версию Oпыт применения информационных технологий в системы основного общего образования

Апухтин Антон Сергеевич
Апухтина Анна Владимировна
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», МАОУ
«Гимназия №93» г. Челябинск, Россия
apukhtinas@gmail.com


Аннотация: данная статья раскрывает назначение информационных технологий в процессе преподавания в системе основного общего образовани.

Ключевые слова: Информационно-образовательная среда, информационно-методические условия, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract: This article reveals the purpose of information technology in the teaching process in the system of general education.

Keywords: Information and educational environment, information and methodical conditions, information and communication technologies.

Современные реалии жизни тяжело представить без применения информационных технологий, которые проникли во все сферы деятельности человека. Не исключение стала и система образования. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе на всех уровнях обучения имеет, потенциально, огромное значение для повышения качества этого процесса. Сегодня можно услышать много споров о том, насколько значимо применение данных технологий, но фактически все педагогическое сообщество признает целесообразность их применения.

Однако на сегодняшний день лишь руководство системы основного общего образования Российской Федерации идет по пути необходимого и признанного применения информационных технологий в образовательном процессе. Что нашло отражение во ФГОС основного общего образования:

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:

  • обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества.

    Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
  • обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
  • включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  • формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
  • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.  Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
    планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; 
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Данный аспект также отражен в Профессиональном стандарте педагога. Описание трудовых действий педагога имеет следующий аспект:

  • формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

    С указанием следующих необходимых умений:

  • владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая  профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Одним из ярких примеров применения средств ИКТ в образовательном процессе являются сервисы web 2.0.

Сервисы web 2.0 – приложения, основанные на активном участии пользователей в формировании их контента. Сам термин «Веб 2.0» появился в сентябре 2005 года, его автором принято считать Тима О’Рейли – руководителя издательской компании O'Reilly Media и сторонника движения за свободное программное обеспечение. В своей статье «What Is Web 2.0» Тим О’Рейли определил «веб 2.0» как методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуется.

Перспективы и возможности использования Интернета как глобальной интерактивной обучающей среды практически безграничны, и, несомненно, их методологический и технологический потенциал огромен и не изучен полностью: они позволяют перейти к использованию принципиально новых технологий обучения, коренным образом видоизменяя его парадигму. Эти технологии, основанные полностью или частично на ИТ, и принято называть web 2.0, а образование, базирующееся на их использовании, – образованием 2.0.

Благодаря инструментарию веб 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети Интернет.

К особенностям веб 2.0, которые способствовали появлению новой образовательной модели, могут быть отнесены такие его характеристики, как:

  • возможность быстрого создания пользовательского контента;
  • возможность редактирования;
  • возможность совместной работы над любым текстом или проектом;
  • возможность общения;
  • хранения больших объемов информации непосредственно в Сети; а не на электронных носителях;
  • легкость в работе с контентом;
  • распространение интерфейсов, дружественных для пользователей;
  • усиление аудиовизуального формата передачи данных;
  • обнародование любой информации в сети намного увеличиваются, и традиционная приватная информация или информация для избранных становится публичной и доступной всем желающим и некоторые другие свойства.

Благодаря этим сдвигам наметился отход от преподавательско-центрической модели обучения (англ.: teacher-centered approach), долгое время превалирующей в национальных системах образования многих стран, особенно на постсоветском пространстве, к ученическо-центрической (англ.: learner-centered approach), когда обучаемый из пассивного участника образовательного процесса становится активным его игроком. Обмен знаний протекает сразу по нескольким направлениям: «от преподавателя к студенту», «от студента к студенту» и от «студента к преподавателю», что преобразует сразу иерархическую структуру модели в сетевую.

Библиографический список:

  1. Апухтин А.С. Молодежное предпринимательство в России: перспективы и пути развития / А.С. Апухтин, В.С. Полещук//Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. -Москва -АНО «Со-Действие», 2014. -№ 3(16). С. 64-69.
  2. Рябинина, Е.В. сетевой медиативный центр: на примере профессиональных образовательных организаций / Е.В. Рябинина. - Профессиональное образование.- Столица.- 2016.- № 6. - С. 33-35.
  3. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно – научного стилей мышления [Текст] /Д.С.Гордеева // Коллективная монография Всероссийской научно-практической с международным участием, Челябинский государственный педагогический университет. - 2015 – С 112- 115.
  4. Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности [Текст] /Д.С. Гордеева, С.С. Демцура // Сборник научных трудов по материалам 2 международной научно-практической конференции. –2016. - С.51-60.