Евразийский
научный
журнал

Опыт иудаизма – в копилку знаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воронина Татьяна Евгеньевна
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 1269
Показать PDF версию Опыт иудаизма – в копилку знаний

Воронина Татьяна Евгеньевна, канд. филос. н.

Даггосуниверситет, г.Махачкала,

Республика Дагестан


Аннотация. В статье автор обращает внимание на переживание человека о сущности бытия. Поиски смысла жизни заставляют его задумываться и размышлять о себе, об окружающем мире, о своем месте в нем, о правилах жизни, осознавать свою незащищенность и, в конечном счете, искать защиту у Бога, так как сегодня в каждой конфессии происходит персонифицирование архетипов, и есть опасность слияния с пророками.

Ключевые слова: Моисей, Иешуа, Израиль, опыт, иудаизм, Бог Яхве, царь Саул.

В исторических хрониках, разного рода философских, исторических и культурологических исследованиях заключена главная мысль о том, что мы – люди, обладающие различными духовными, культурными и религиозными представлениями о жизни, практически являемся беспомощными перед небом и космосом. Духовное совершенствование человека, единение и братство, соблюдение законов бытия со времен Иешуа (распятие – в 163г. до н.э.) - путь существования человека на Земле. Другого история не предложила. Цель всех древних книг и священных писаний, нашего представления о материальной культуре, о времени и месте жительства, доставшееся с той поры, соблюдение традиций и обычаев рода – передача опыта старших поколений младшим, чтобы они, как уже было сказано выше, умели собирать свою копилку знаний о жизни на земле.

Иудаизм - первая национальная религия мира. Она возникла за много веков до христианства и ислама, оказав впоследствии существенное влияние на их развитие. Остановимся на опыте иудаизма. Как он справился с глобализмом в 1-ом тыс. до нашей эры в Израиле? Как тогда происходило разделение на трансцендентов и трансценденталов?

Согласно учению Талмуда, Бог Яхве избрал народ Израиля для помощи ему, назвав его «моим народом». «Израиль есть сын мой – первенец мой», - говорит он пророку Моисею (Исход.4.22). И пророк Моисей, обращаясь к израильтянам от его имени, подтверждает: «…ты – народ святый у Господа и Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов на земле» (Второзаконие,7). В чем суть этого заявления? Дело в том, что письменное оформление Талмуда происходило в течение трех веков (3-5вв.) В устной форме Талмуд возник значительно раньше (2-1вв. до н.э.). В этом учении отразился комплекс идей (представление о получении наследства, о конце света, вере в страшный суд, воскресении из мертвых и загробном воздаянии и т.д.). В Талмуде разработана система иудейской обрядности из 248 повелений и 365 запретов. Здесь уместно процитировать провидческую мудрость слов великого Гете: «Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство. Но жалок тот, кто копит мертвый хлам…».

Существует два варианта текста Талмуда. Один был составлен, что для нас сегодня очень важно, в Вавилонии (Талмуд Бавли), второй в Палестине (Талмуд Иерушалим). Большим авторитетом пользуется вавилонский Талмуд. Вероучение в Талмуде направлено на объяснение земной жизни человека. В I тысячелетии до н.э. образовалось израильское государство во главе с первым израильским царем Саулом. Именно с этого периода бог Яхве стал покровителем всего еврейского народа. Стали распространяться представления о нем как о всемогущем творце Вселенной, о царе всех других богов, «ибо Господь (бог Яхве–Т.В.) есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Псалтырь,Псалом 94,ст.3). Бога Яхве и ныне называют – «благодатный Ях!» Заповеди, данные им израильскому народу для сохранения чистоты его (Исход, гл.20), имеют большое значение до сих пор: «Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: «Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе» (Исход, гл.19,ст.3,4).

Несмотря на то, что было предупреждение: «Не делай себе кумира», царь Соломон (Хв. до н.э.)[1] все-таки построил совместно с Яхве знаменитый Иерусалимский храм, который должен был стать центром религиозной жизни страны. Соломон стремился укрепить власть, держать в повиновении все 12 израилевых колен по принципу: един бог, един народ, един царь. Но в 722г. до н.э. под натиском ассирийцев пало Израильское государство. В 586г. до н.э. такая же участь постигла и иудейское государство. В 332г. до н.э. Александр Македонский, заняв Иудею, включил ее в состав своей империи. Греческий язык стал языком широких масс, вытеснив еврейский язык. Затем в 63г. до н.э. римские легионеры во главе с полководцем Помпеем захватили Иерусалим, и вскоре Иудея стала одной из провинций Римской империи.

От ассимиляции возникла угроза уничтожения этноса, богоизбранность затаптывалась. Более того, то тут, то там стали возникать восстания не только против чужеземного ига, но и против еврейских рабовладельцев. Бацилла собственничества и вражды людей сделала свое дело, что противоречило представлению евреев. Понятия о релятивизме тогда не было, как и программы борьбы с ним. Поэтому составители Талмуда стали усиленно влиять на евреев новыми регулирующими, устрашающими и ограничивающими законами и текстами из Библии. Согласно Библии потомками праотца были два сына: Исмаил и Исаак. От старшего сына Авраама – Исмаила произошли арабы, от младшего – евреи. В VIв. н.э. арабы Йемена исповедовали иудаизм, и хазары, основное население Хазарского каганата, исповедовали в VIIв. в Дагестане иудаизм.

В Ветхом завете в Первой книге Моисеевой – Бытие(1 Быт. 48,10) в гл.27 сообщается о том, что владелец многочисленных стад крупного и мелкого рогатого скота, пастбищ и пашен, властелин многочисленных колодцев Исаак, Авраамов сын, перед смертью решил благословить на дальнейшее хозяйствование своего старшего сына Исава. Накануне этого события по поручению Исаака его люди выкопали еще один колодец с чистой водой. Угостив работников и соседей, Исаак назвал колодец Шива «33. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня». Чтобы младший сын не заявил о своих правах на наследство, жена Исаака Ревекка подставила под первое благословение отца младшего сына Иакова. Получив его, Иаков, опасаясь гнева старшего брата Исава, с помощью матери быстро покидает дом. Исав получает другое благословение и остается в одном городе с родителями. Таким мудрым поступком Ревекка упреждает смерть мужа, борьбу за наследство между сыновьями, что могло привести к дискредитации рода и имени, а также к гибели семьи. В распространении подобного житейского опыта в Израиле очень нуждались верховные власти, чему способствовал сам бог Яхве. Это был правильный подход. И тогда лишь старший брат обнял младшего брата, сменив свой гнев на милость, когда младший брат взял жену из материнского рода (этот шаг подсказал отец). К тому же в честных трудах Иаков (Израиль (Азраил) сказочно разбогател в других землях и смог стать полезным брату и своему народу.

Иудаизм–социальная религия. Еврейский народ осознает себя призванным к духовной деятельности в мире, преображенном приходом Мессии, в мире, осознавшем и искупившем свои грехи за казнь Иешуа, признавшем Яхве Богом Израиля. 40 лет ходьбы по пустыне привели к великим выводам: помогли увидеть главное препятствие – Рим. Это был первый и величайший по масштабу опыт еврейства в постижении истинности вещей, ставший основой духовной и материальной культуры и других народов мира.

Первоначальное христианство, осознавая время и отдавая «кесарю кесарево», занималось только тем, что принадлежало Богу. Это определяло безразличное отношение к обществу и политике. Деятельность христианина, направлялась на распространение веры, нравственное созидание и милосердную деятельность, а не на переустройство системы общества и государства. История христианства свидетельствует о том, что мирское познало попытку подчинения духовному (И.Кант «Диалектика»)[1]. Народу же Израиля важнее было научиться жить при любых правителях – процветая, а не погибая. Такой опыт полезен и в наши дни.

Список литературы:

  1. Кант И. Метафизика нравов. М.: Мир книги, Литература. 2008. – С.370.
  2. Премудрости Соломона(IХ,8). Библия.- М.: СП «Соваминко», 1991.- 1148.