Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Обучение связной речи на основе письменного текста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лаптейкина Алина Дмитриевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2018»  (июль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1395
Показать PDF версию Обучение связной речи на основе письменного текста

Лаптейкина Алина Дмитриевна
студентка факультета иностранных языков
Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины
E-mail: lapteykinaa@mail.ru

Научный руководитель: Швайликова Ольга Евгеньевна
преподаватель кафедры теории и практики английского языка
Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины

Обучение связной речи подразумевает использование различных опор. В данной работе особая роль отводится такому виду опоры как текст. Считается, что работа с текстом является одним из основных видов учебно-речевой деятельности в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Многие лингвисты дают определение термину «текст». Так, по определению И. Гальперина текст является произведением процесса порождения речи, которое обладает завершенностью, выступает в письменной форме, включает название и ряд специальных единиц, которые объединены разными типами грамматической, лексической, стилистической и логической связи и имеет конкретную целенаправленность и прагматическую установку [1, c. 3].

Как и любая другая единица языка, текст имеет определенные характеристики: а)линейность; б)информативность; в)семантичность; г)структурная целостность; д)коммуникативность; е)интонационная целостность. А также формирует лексические, грамматические и в определенных условиях фонетические и ритмико-интонационные навыки при обучении иностранному языку.

Текст может выступать эффективным стимулом для осуществления коммуникативных навыков, но в таком случае он должен соответствовать определенным требованиям:

1) быть информативно ценным и расширять кругозор учащегося;

2) способствовать развитию интереса к изучаемому языку [2, с. 3];

3) быть мотивированным в плане коммуникативных потребностей и интересов учащихся;

4) учитывать возрастные особенности учащихся;

5) отвечать критериям новизны и актуальности содержащейся в нём информации;

6) удовлетворять познавательный интерес, развивающий положительные интеллектуальные чувства;

7) соответствовать программе данного этапа обучения;

8) быть дискурсивно аутентичным.

Рассмотрим комплекс упражнений для обучения связной речи с опорой на письменный текст. Он задействует все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Согласно методическим рекомендациям, работа с текстом предполагает три этапа, каждый из которых состоит из соответствующих упражнений.

На предтекстовом этапе работы с текстом учащиеся высказывают предположения о содержании текста и его основной идее на основе заголовка и ключевых слов. Читают последний абзац и стараются понять его без обращения к словарю. Ищут синонимы среди предложенных слов к словам из текста.

На текстовый этапе первое упражнение предполагает чтение текста с остановками для последующего нахождения предложения в каждом абзаце, содержащего главную информацию. Такая стратегия позволяет учащимся легче осмыслить текст, извлечь необходимую информацию, а также проанализировать ситуацию и оценить её с разных точек зрения. После прочтения учащимся необходимо выявить предложения, которые не несут особой смысловой нагрузки во всем тексте. Далее предлагается подумать над тем, какое ещё название можно было бы дать этому тексту.

Более детальная работа с текстом происходит на послетекстовом этапе при выполнении следующих заданий:

1) составить пять разных типов вопросов по тексту;

2) найти в тексте и объяснить значение каких-либо слов и словосочетаний без перевода;

3) составить предложения с данными словами;

4) зачитать свои предложения, а остальные учащиеся переводят их с русского на английский язык и наоборот;

5) определить, верны ли утверждения учителя и доказать это на основе информации из текста;

6) ответить на вопросы по тексту;

7) написание аннотации к тексту и ее прочтение классу;

8) на дом даётсяподробный пересказ текста.

Таким образом, определение понятия «текст» до сих пор остается дискуссионным и по-разному решается лингвистами. Некоторые признают текст только в письменной речи, другие признают существование текста и в устной монологической речи, третьи считают возможным говорить о тексте в диалогической речи как реализации любого речевого замысла. Большинство ученых все же считает текст только определенным образом построенную организованную речь. Текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования преподавателю необходимо четко себе представлять, а затем и использовать в работе содержательные и структурные особенности текста. Также в заключение стоит отметить, что планомерное и целенаправленное использование разнообразных упражнений по работе с текстом содействует развитию иноязычной связной речи учащихся.

Список литературы

  1. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования./ Изд. 4-е, стереотипное / И.Р. Гальперин.- М: КомКнига, 2006. -— 144 с.
  2. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. — Воронеж: Истоки, 1996.— 521 с.