Евразийский
научный
журнал

Обучение школьников быстрым видам чтения на английском языке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2019»  (ноябрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 227
Показать PDF версию Обучение школьников быстрым видам чтения на английском языке

Банникова Людмила Степановна,
доцент кафедры теории и практики английского языка,
Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь
E-mail: bannikovals@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования у школьников умений коммуникативного чтения. Обосновывается важность способности извлекать информацию из текста в нужном объеме, используя соответствующие виды чтения. Описываются особенности основных видов чтения. Обосновывается необходимость формирования технических навыков чтения про себя на основе увеличении единиц восприятия и знании композиционно-смысловой структуры текста и ее компонентов. Охарактеризован методический потенциал упражнений, построенных на материале абзаца и задачи основных этапов работы с учебным текстом.

Ключевые слова: коммуникативное чтение, просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое, мотив и цель чтения, техника чтения про себя.

Одним из компонентов коммуникативной компетенции выпускника средней школы являются умения чтения, которые обеспечивают письменную форму иноязычного общения. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности только в том случае, когда учащийся обращается к тексту, чтобы получить необходимую информацию. Целью такого чтения является понимание, следовательно, планируемый результат определяет как количество извлекаемой из текста информации, так и характер ее переработки.

Цели обращения к печатному источнику бывают разные, и результаты чтения могут быть различными в разных ситуациях; понимание будет отличаться по степени полноты, глубины и точности. Следовательно, задачи обучения чтению заключаются в том, чтобы научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые виды чтения.

В рамках коммуникативного подхода особое значение приобрела классификация видов коммуникативного чтения, разработанная с учетом конкретной коммуникативной задачи, создающей установку на степень полноты, глубины и точности извлечения информации, обуславливающей характер процесса чтения. Коммуникативные задачи при обучении чтению достигаются за счет использования в учебном процессе разных видов чтения, разных речемыслительных задач и разных приемов организации чтения. С.К.Фоломкина выделяет просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое виды чтения.

Целью изучающего чтения является точное и полное понимание содержания текста, поскольку предполагается дальнейшее использование полученной информации в пересказе, реферате, докладе. Просмотровое, ознакомительное и поисковое виды чтения называют «быстрыми», однако они различаются по результатам, процессу чтения и его скорости.

Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого является получение самого общего представления о содержании статьи/книги, о ее теме и о круге вопросов, которые в ней затрагиваются. Для получения такой информации достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения, то есть осуществить выборочное чтение, просмотр.

При поисковом чтении основной задачей является нахождение в тексте заданной информации. После нахождения — чтение прекращается. Это также выборочное чтение. Заданная информация может быть конкретной или более развернутой в виде описания, аргументации, правил.

Перед ознакомительным чтением стоит задача выяснить не только, какие вопросы затрагиваются, но и как они решаются. Способность извлечь основную информацию из текста основывается на умении различать главную и второстепенную информацию. Это быстрое сплошное чтение, которое иногда называют «чтение с общим охватом содержания».

Обучение этим четырем видам чтения и является задачей средней школы. Программа выделяет важность формирования способности перехода от одного вида к другому в зависимости от изменения цели чтения.

Педагогическая практика показывает, что основное внимание на уроках иностранного языка отводится изучающему чтению, поскольку проверка понимания прочитанного часто требует полного и точного понимания информации текста. Особое место при формировании умений чтения должны занимать быстрые виды чтения, которые являются чтением «про себя». Условия для их формирования основываются на создании мотивов и формулировке задач опосредованного иноязычного общения на базе текста. Учащиеся должны понимать для чего (мотив) они читают данный текст и осознавать его коммуникативную цель (какую информацию нужно узнать из текста), чтобы правильно организовать процесс чтения. Следовательно, формулировка задания должна четко ориентировать на результат чтения, а отводимое на чтение время заставлять пользоваться теми приемами, которые позволяют решать эти задачи адекватно и экономно.

Владение различными технологиями извлечения информации из текста и их адекватное использование основывается на технических навыках чтения. Быстрые виды чтения имеют свою технику: приемы, позволяющие быстро узнавать языковые единицы, мгновенно соотносить воспринимаемый графический комплекс со слухо-моторным образом и определенным значением. При чтении про себя все операции по проговариванию должны быть свернутыми и проходить во внутренней речи. Поэтому необходима работа, направленная на ускорение смысловой обработки информации, на укрупнение единиц восприятия. Акцент должен делаться на восприятие не отдельных слов, а целых смысловых блоков: предложений и абзацев.

Большой методический потенциал имеют упражнения, построенные на материале абзаца, который в миниатюре представляет собой законченный текст. Для ускорения процесса чтения необходима быстрая ориентировка учащихся в композиционно-смысловой структуре абзаца, а затем и целого текста.

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нём зачин, формулирующий микротему абзаца и отличающийся большой информативностью. Зачин определяет ход развития мысли в тематических фразах. Заключительная часть абзаца завершается переформулированием тематической фразы и обобщает сообщенную ранее информацию. Смысловые компоненты соотносятся со структурными: предтекстовыми (заголовки, поме­щённые перед сообщением) и внутритекстовыми (вводная часть, основная часть и заключение). Основными учебно-речевыми действиями, выполняемыми при работе с абзацами, являются поиск, идентификация, выбор и сопоставление. Знание структурной организации и абзаца способствуют более быстрому нахождению учащимися заданной информации, ускоряя тем самым смысловую обработку содержания.

Задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения чтению решаются во время трех этапов работы с текстом. Задачей предтекстового этапа является создание мотивации учащихся к прочтению текста, активизация тематических знаний без проникновения в смысл текста, формулировка гипотез и создание ассоциаций. Текстовый этап работы нацеливает учащихся на извлечение определенного объема информации. Послетекстовый этап предполагает проверку понимания заданной или общей информации и развитие у учащихся информационно-коммуникативных умений, позволяющих систематизировать и обобщать информацию.

Традиционно в методике для развития навыков быстрых видов чтения используются следующие упражнения:


Предтекстовый этап:

— прочтите заглавие текста и постарайтесь определить его основную тему;
— прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
— по ключевым словам, догадайтесь о содержании текста, назовите тему и попробуйте его озаглавить;

— прочтите предложения и сократите их так, чтобы затем использовать в качестве темы сообщения.

Текстовый этап:

— прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

— прочтите заглавие, первый и последний абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте;

— прочтите абзацы, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения с второстепенной информацией;

— определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию и абзацы с второстепенной информацией;

— назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

Послетекстовый этап:

— прочтите текст и выразите свое согласие/несогласие с приведенными ниже утверждениями из текста;

— перескажите основные положения текста на родном языке;

— обобщите выделенную вами информацию в виде таблицы, схемы.

Основное внимание учителя при обучении быстрым видам чтения, должно быть направлено на формирование способности определять тему текста и его основную мысль; выделять в абзацах предложения, содержащие основную информацию, и устанавливать логические отношения между абзацами, составляющими смысловой отрезок текста на основе выявления как логико-семантических, так и синтаксических средств связи.