Евразийский
научный
журнал

Общая оценка законодательства России о защите прав потребителей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Саламов Висхан Нашахоевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1000
Показать PDF версию Общая оценка законодательства России о защите прав потребителей

Саламов Висхан Нашахоевич
студент 4-го курса
направления юриспруденция
юридического факультета
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
г. Грозный

Социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без решения одной из актуальных проблем современного общества — обеспечения населения качеством жизни. Его практическое решение — стратегическое направление развития нашего государства. Оно во многом определяет не только уровень реального благосостояния граждан, но и непосредственно обеспечивает необходимые условия для существования каждого человека, таким образом, обеспечивает социальную стабильность и национальную безопасность государства и общества в целом.

Защита прав потребителей — это сфера имущественного оборота, что имеет большое значение для страны, где в настоящее время формируются цивилизованные рыночные отношения. Правовые реформы в России, начавшиеся в конце 1980-х — начале 1990-х годов, впервые касались одной из самых больших групп отношений, развивающихся на рынке товаров и услуг — отношений с потребителями.

После принятия закона от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» N 2300-I граждане впервые получили возможность использовать законные, цивилизованные методы защиты нарушенных прав. В ходе правоохранительных органов изменилось отношение государства к обеспечению прав граждан на рынке товаров и услуг. В течение следующих двадцати лет разработка законодательства о защите прав потребителей осуществлялась поэтапно, предоставляя гражданам возможность использовать свою позицию для подачи заявки на социальную справедливость, поскольку грубые нарушения прав потребителей в течение длительного времени были фактически разрешено государством.

Обеспечение основных прав потребителей на законодательном уровне, порядок их исполнения, создание гражданского правового механизма для гражданской защиты продемонстрировали укрепление частного права (гражданского права) в управлении отношениями с потребителями.

Существующая законодательная база, регулирующая гражданские отношения с потребителями, не гарантирует качество и эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг. Во-первых, это касается существующих гражданских правовых проблем в цивилистической науке и, следовательно, пробелов в Законе «О защите прав потребителей», которые серьезно влияют на уровень защиты прав граждан. Таким образом, он не ответил на основные вопросы (правильность юридических определений «потребитель», «фундаментальный дефект добра»), основные способы защиты прав потребителей (возмещение штрафа, компенсация морального вреда), определенные вопросы не нашел законодательного решения (принципы защиты прав потребителей, требования урегулирования споров, ответственность потребителя).

Отдельные правовые акты, принятые в последние годы, значительно затрудняют защиту прав потребителей, в частности, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных продуктов» значительно расширяет список товаров, возвратов и обменов из которых могут быть сделаны только при наличии фундаментальных дефектов.

Таким образом, несмотря на более чем двадцатилетнее практическое применение законодательства о защите потребителей и накопленный теоретический опыт, в настоящее время требуется поиск новых научных подходов к решению проблем защиты прав потребителей. В частности, остаются спорными вопросы о сфере применения законодательства о защите прав потребителей, о роли договора в управлении рассматриваемыми отношениями; теоретическая классификация прав потребителей как объекта правовой защиты не разработана.