Евразийский
научный
журнал

Образовательная система начальной школы: «Внедрение ФГОС НОО – первый опыт, проблемы, перспективы»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Федоренко Елена Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 460
Показать PDF версию Образовательная система начальной школы: «Внедрение ФГОС НОО – первый опыт, проблемы, перспективы»

Федоренко Елена Анатольевна
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 4 имени А.Н. Кесаева,
Россия, г. Севастополь
E-mail: hel1na@yandex.ru

Во все времена и среди всех стран и наций, образование всегда играло одну из главных ролей в жизни человека и общества. Уровень образования конкретного человека, часто определял возможности, для него, получить возможность устроить лучшую жизнь, получить доступ к большему числу личных и общественных благ.

В наши дни, когда мир, стремительно, меняется, в самых разных аспектах нашей жизни, очень важно следовать в ногу со временем. И сфера образования, в этом плане, не является исключением.

Совершенно очевидно, что нынешняя система образования, являясь наследием ХХ века, больше не является оптимальной. Поэтому в современном меняющемся мире остро стоит вопрос о реформировании всей системы образования. Не последнее место, в данном вопросе, занимает образование начальное.

Именно в начальной школе формируются зачатки личности, от которых, во многом, зависит, станет ли ученик успешным в дальнейшем обучении или же нет. ­Для того чтобы российское образование по-настоящему эффективно выполняло эти важнейшие задачи, необходимо его обновление с учетом актуальных мировых тенденций развития образования в широком социально-экономическом контексте.

Главная проблема, на наш взгляд, в том, что современное образование, всё ещё, во многом, является продолжением «прусской школы». Данная система сложилась в ХІХ веке и несет на себя, по сей день, отпечаток той эпохи. В данный отрезок времени, стремительно, развивались производственные отношения, что привело к переходу от ручного труда к машинному. Однако машиной, всё ещё, должен был управлять квалифицированный рабочий.

Следовательно, для того, чтобы изучить все принципы работы машин, за которыми ему предстояло трудиться, работник должен был быть достаточно грамотным. Но только для этого. Так и сформировалась система образования, целью которой, было вбить в голову человека как можно больше слабо систематизированных знаний, основанных, исключительно, на навыках запоминания и воспроизведения информации.

Совершенно очевидно, что время такого подхода уже давно прошло. Сейчас образование, во многих странах мира, ставит своей задачей всестороннее развитие личности, а не просто воспитание идеального исполнителя. К сожалению, до сегодняшнего дня, не выработан новый инструментарий, который обеспечил бы, в полной мере, выполнение данных задач. Этого, по-прежнему, пытаются добиться устаревшими методами «прусской школы», которая пронизывает всю систему образования, с начальной школы и до высшей. 

К счастью, до руководства системы образования, всё-таки, доходит осознание необходимости обучения детей самостоятельному мышлению и навыкам автономного поиска нужной им информации.

Одной из позитивных новаций российской образовательной системы в этом направлении является наличие во ФГОС НОО такого явления как «системно-деятельностный подход». 

Суть подхода заключается в том, чтобы сформировать личность ребенка как сознательного гражданина с самостоятельным мышлением, способного принимать независимые решения. Работая по этой методике, ребенок должен поставить перед собой цель, решить задачу и научиться отвечать за результат своей деятельности. Обучение происходит путём необходимости для ученика преодолевать трудности в процессе поставленных задач. Таким образом, формируется главная способность: умение учиться, то есть, учить себя, а учебная деятельность становится универсальным средством развития.

Во время учебного процесса, построенного согласно этому подходу, ученик не получает знаний в готовом виде, а добывает их сам, осознавая, тем самым, содержание и формы учебной деятельности. Самым ярким примером, показывающим эффективность данного метода, является результат на выходе, где учащиеся свободнее и увереннее чувствуют себя во взрослой жизни. Они более приспособлены и имеют уже небольшой жизненный опыт при решении различных проблем и выхода из трудных ситуаций. Дети свободно высказывают свои мысли, суждения,  проявляют творческий подход в решаемых жизненных задачах. Основной задачей современной школы – это подготовить выпускника не только грамотного, интеллектуально-развитого, но и успешного человека со своими жизненными принципами и позициями. Чтобы вырастить и воспитать такую личность, педагоги используют в своей практике системно-деятельностный подход. Создавая различные ситуации затруднения  на уроке и поиска выхода из них, дети учатся находить правильные пути решения. Учащимся предлагаются затруднения на любом этапе урока. Это может быть и во время объяснения нового материала, и при проверке домашнего задания, и в определении темы и задач урока. Педагог так строит урок, что ученик весь урок работает в поиске необходимого пути решения различных ситуаций. И в итоге приходит к правильному решению проблемы.

Новая методика системно-деятельностного подхода интересна для учащихся, они с удовольствием активно включаются в работу на уроке. Активно работают все учащиеся класса, особенно если их ещё объединять в группы или пары. Таким образом,  повышается трудоспособность детей на уроках, и они выдают положительные результаты. Любой педагог знает.  что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Следовательно, выдвинутые новые требования Федеральным Государственным Образовательным стандартом, приведут современную педагогику к высоким результатам освоения основных образовательных программ.