Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Объективность оценки качества средне профессионального образования и современные механизмы ее обеспечения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зворыгина Людмила Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 2301
Показать PDF версию Объективность оценки качества средне профессионального образования и современные механизмы ее обеспечения

Зворыгина Людмила Николаевна
Преподаватель КГБ ПОУ «Шушенского сельскохозяйственного колледжа»
svorigina79@mail.ru

Объективность оценки качества средне профессионального образования и современные механизмы ее обеспечения.

Объективность оценки качества среднего профессионального образования напрямую связана с развитием экономики. Далеко не секрет, что выпускники разных образовательных учреждений одного и того же профиля, имеющие одну и ту же квалификацию, по-разному смогут способствовать повышению производительности труда, снижению трудоёмкости и себестоимости продукции, приступив к самостоятельной деятельности на предприятии. Объясняется это, прежде всего, различной степенью объективности оценки качества профессионального образования, существующей в конкретном учебном заведении.

Каковы же современные механизмы обеспечения объективности оценки качества среднего профессионального образования? Над этой проблемой коллектив КГБ ПОУ «Шушенского сельскохозяйственного колледжа» работает на протяжении трёх лет. Накоплен и осмыслен определённый опыт.

Для того, чтобы обеспечить объективность оценки качества среднего профессионального образования, необходимо было получить достоверные данные о требованиях к будущему выпускнику как носителю компетенций, удовлетворяющих потребности работодателей в умениях. Причём в них должны быть отражены и требования государственных стандартов среднего профессионального образования, и наших социальных партнёров-работодателей.

Необходимо было определить цель совместной деятельности (колледжа и социальных партнёров) в виде Модели выпускника. На основе широко применяемого в педагогике метода моделирования, была разработана Модель выпускника (своеобразный эталон, в котором учтены внешние и внутренние требования к качеству среднего профессионального образования будущего специалиста). В разработке Модели выпускника и её обсуждении, а так же коррекции участвовали все субъекты образовательного процесса: педагоги, работодатели, обучающиеся и их родители. Окончательный вариант Модели выпускника была принята и утверждён на заседании педагогического совета колледжа (с участием социальных партнёров). Однако окончательный вариант не означает конечный, так как данная Модель является рабочей и предполагает систематическую коррекцию, обусловленную изменяющимися запросами работодателей в компетенциях выпускников.

Второй, очень важный момент,- это поиск механизмов обеспечения объективной оценки качества реализации разработанной Модел. На этом этапе нами использовались технологии и понятия из сферы управления качеством производства и услуг, к которым относится международный стандарт ИСО 9000. Однако, сформулированные в нём положения нами были интерпретированы в соответствии с концептуальными особенностями образовательного процесса.

Фундаментальным понятием, как в учениях о системах качества, так и в последней версии ИСО 9000, является понятие «жизненный цикл продукции». Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при её создании и использовании. Качественное выполнение работ каждого этапа обеспечит качество работы в целом.

Учитывая специфику процесса среднего профессионального образования мы разработали свою модель системы обеспечения оценки качества среднего профессионального образования.

Характерная особенность данной модели – её дуальность. С одной стороны, она представляет «петлю качества», состоящую из пяти этапов:

  • социальный диалог;
  • SWOT- анализ предложений по коррекции образовательного процесса;
  • разработка конкретных предложений по результатам социального диалога;
  • корректировка цели, УПД, образовательного процесса;
  • мониторинг качества профессионального образования.

С другой, в данной модели чётко просматриваются три основные стадии непрерывного цикла управления качеством профессионального образования (проектирование, обеспечение, мониторинг): проектирование (социальный диалог, SWOT – анализ предложений по коррекции образовательного процесса, разработка конкретных предложений по результатам социального диалога); обеспечение (корректировка цели, УПД, образовательного процесса) и мониторинг качества профессионального образования.

Таким образом, представленная модель, являясь одновременно моделью и управления, и обеспечения качества среднего профессионального образования колледжа, наглядно иллюстрирует последовательность, содержание работы педагогов и социальных партнёров, предшествующие коррекции Модели выпускника и организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию качества профессионального образования.

И, третий, чрезвычайно важный момент: как запустить в действие модель систему оценки качества среднего профессионального образования, при условии, что оценка качества среднего профессионального образования будет объективной? Немаловажным фактором, определяющим успешность образовательной деятельности, осуществляемой в рамках педагогической системы КГБ ПОУ «Шушенского сельскохозяйственного колледжа. Это сложная, целенаправленная, синергетическая, адаптивная система. Она представляет двухуровневую структуру: педагогическая система и социальное партнёрство, представленное традиционными и новыми формами его реализации. Причём социальное партнёрство является компонентом педагогической системы ОУ.

Основная функция этой системы – обеспечение повышения качества среднего профессионального образования при условии его объективной оценки, которая осуществляется на основе процедуры сертификации выпускников представителями работодателя. Самыми заинтересованными в независимой оценке качества подготовки выпускников, были, конечно же, социальные партнеры-работодатели. Заинтересованность их проявлялась, прежде всего, в том, чтобы убедиться, в какой степени были учтены их пожелания и рекомендации по поводу сформированности профессиональных компетенций выпускника.

Важно отметить, что осознание обучающимися того, что оценивать профессиональные и сквозные компетенции, теоретическую и практическую часть экзамена будет независимая сертификационная комиссия, состоящая из главных специалистов, послужило мощным мотивационным фактором во время подготовки к сертификации. Сам процесс независимой оценки качества профессиональной подготовки выпускников, проходил четко, организованно и показал, что до 60% обучающимся (в зависимости от состава группы) был присвоен повышенный рабочий разряд и торжественно вручен документ об присвоении разряда.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: независимая оценка качества (сертификация) профессионального образования выпускников, с одной стороны, является одним из важных компонентов системы обеспечения качества учреждений среднего профессионального образования, с другой, - показателем и главным аргументом её эффективности.