Евразийский
научный
журнал

О значении географических карт на уроках географии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сысова Галина Павловна
Рубрика: Географические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 59
Показать PDF версию О значении географических карт на уроках географии

Сысова Галина Павловна

Самое интересное в географии — это познание многообразия нашей планеты. Каждый материк, государство, город, море, остров, река — уникальны.

Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Развивать географическую зоркость нам помогает карта. Без карт нельзя изучать географию.

Карта — построенное в картографической проекции (на плоскости) с использованием специальных условных знаков, уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы. [1]

Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальной школе и продолжают работать с ней на протяжении всех лет обучения. Хорошо изучив особенности содержания карты, обучающиеся могут использовать её как источник приобретения знаний.

Грамотно построенная работа с географической картой способствует умственному развитию школьников: развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления.

Карты служат наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний. Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий.

Работа с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

Понимать карту — это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое масштаб, чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе, что такое градусная сетка, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания.

Читать карту — это уметь определять направления, расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран по карте.

Знать карту — понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт. [2]

Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой применения знаний. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к образовательному учреждению, промышленному предприятию. [3]

Значение карт трудно переоценить. Карта — модель действительности. Она имеет большую информативность, обзорность, наглядность. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе.

Перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Таким образом, на уроке географии учитель должен научить учащихся не только пользоваться картой, но и активно ее использовать. Деятельность ребенка на уроке должна быть направлена на создание картографического образа, необходимого для получения географических знаний.

Список литературы:

  1. Душина И.В. Методика преподавания географии — М., 1996. 192с.
  2. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М.: Юрайт. 2016. 359 с.
  3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006.