Евразийский
научный
журнал

О влиянии футуризма на украинскую литературу конца ХХ - начала ХХI века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томбулатова Ираида
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1125
Показать PDF версию О влиянии футуризма на украинскую литературу конца ХХ - начала ХХI века
Ираида Томбулатова , преподаватель ОНУ имени И.И. Мечникова ,Одесса, Украина


Первая треть ХХ века в украинской литературе – это период развития и сосуществования множества разных литературных направлений, время активных литературных дискуссий и появления целого созвездия новых, ярких имен. Совершенно особое место в постреволюционные годы начала ХХ столетия заняло искусство авангарда, распространившее свое влияние на все основные виды искусства: литературу, живопись и театр. Активнее всего среди авангардных направлений развивался футуризм. 

Говоря о литературном футуризме в Украине, стоит заметить, что представители этого направления (самые известные среди прочих: Михайль Семенко (основоположник направления), Гео Шкурупий, Ник Бажан, Олекса Влизько и другие) активно развивали и теоритические основы футуризма (написание манифестов и литературно-критических статей, участие в литературных дискуссиях) и художественную составляющую (написание литературных произведений: поэзии и прозы). Большинство из авторов были репрессированы еще в 30-е годы ХХ века, но их творчество существенно повлияло на украинскую литературу последних нескольких десятилетий.

В современной литературе – множество отсылок к футуристическому направлению: от интертекстуальных аллюзий в отдельных текстах до возникновения новых футуристов в начале уже ХХI века.

Так, в 2012 году вышла книга «Бліцкриг футуризму. Літературна експансія», в которой помимо генеалогии футуризма речь идет о современных украинских футуристах. В ней представлены программные документы и тексты литературных произведений (поэзии и футновелла) ряда авторов, которые называют себя современными украинскими футуристами (С.Скальд, Д.Савченко, А.Пастух, А.Белодуб, Д.Камлюк), они, как и футуристы начала ХХ века, заявляют о том, что опережают время, устремляются в будущее, ломают традицию. В своих литературных произведениях они, как и их предшественники, уделяют внимание формальному выражению текста: это и использование латиницы, и различных шрифтов, и частичное отсутствие рифмы и т.д.

В 1991 году в Ивано-Франковске была создана группа «Новая дегенерация» (И.Ципердюк, С.Процюк, И.Андрусяк), что заставляет вспомнить о «Новой генерации» - журнале, который издавали в конце 20-х годов ХХ века украинские футуристы, где, собственно, несколько лет и публиковали свои литературно-критические статьи и художественные произведения. Главным редактором был Михайль Семенко, остальными авторами были также футуристы: Гео Шкурупий, Дмитрий Бузько, Олекса Полторацкий, Олекса Влизько, Леонид Скрипник, Владимир Коряк, художниками-оформителями стали Вадим Меллер и Анатолий Петрицкий.

Часто по-футуристически урбанистические мотивы встречаются в творчестве Сергея Жадана – одного из самых популярных современных писателей Украины и, к слову, исследователя украинского футуризма, который в 2000 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Філософсько-естетичні погляди Михайля Семенка», что, возможно, в свою очередь, повлияло на присутствие черт футуристической эстетики в его творчестве, и это, безусловно, делает его литературные произведения еще более неординарными и, как следствие, еще более интересными для читателей.

Более того, самый известный украинский футурист – Михайль Семенко – становится эпизодическим героем романа «Танжер» Ивана Козленко, который увидел свет в 2006 году.  Еще интереснее то, как автор работает с текстом на формальном уровне, используя различные размеры шрифтов, выделяя таким образом отдельные эпизоды, что когда-то применяли в отношении своих произведений футуристы.

Интерес к украинскому футуризму начала ХХ века не ослабевает. В последнее десятилетие активно издаются тома избранных произведений футуристов, литературоведы всё чаще обращают своё внимание на их творчество, исследуют различные проблемы поэтики их текстов. Безусловно, это литературное направление влияет на современную украинскую литературу сегодня и будет влиять в будущем, каким бы кратким не был период его существования тогда, в начале ХХ века.