Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дуйсикова Светлана Игоревна
студент 2 курса магистратуры (юридический факультет)
Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: sveetface@yandex.ru
Борьбе с коррупцией в таможенных органах наше государство уделяет серьезное внимание уже на протяжении нескольких веков. Об этом говорят труды ученых, посвятивших свои исследования историческому аспекту противодействия коррупции в российских таможенных органах [1]. Это и вполне понятно, так как, высокий уровень коррупции в данном ведомстве влечет неуплату (либо неполную уплату) таможенных платежей, что негативно сказывается на пополнение бюджета страны. Сегодня Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее по тексту — ФТС России) применяет многогранный (комплексный) механизм противодействия коррупции в своих рядах. В данной статье мы проанализируем статистические данные ФТС России по применению административно-профилактических мер в сфере противодействия коррупции за последние пять лет.
Так, в 2012 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов (далее по тексту — ППК) в рамках профилактической работы по предупреждению фактов коррупции рассмотрено 470 обращений граждан и организаций, из них по фактам коррупционных проявлений — 255 обращений. По результатам рассмотрения данных обращений привлечено к дисциплинарной ответственности 25 должностных лиц, а 73 материала проверки направлено в следственные органы (по этим материалам возбуждено 15 уголовных дел).
По всем фактам выявленных нарушений должностных обязанностей и служебных полномочий проводятся служебные проверки. По их результатам принимаются необходимые меры дисциплинарного, профилактического и иного характера, а также проводятся мероприятия по устранению причин и условий их совершения.
В 2012 году по инициативе ППК или с их участием проведено 357 служебных проверок, по результатам проведения которых уволено со службы из таможенных органов 7 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности привлечено 231 должностное лицо. [2]
В 2013 году по инициативе ППК или с их участием проведено 517 служебных, функциональных, инспекторских и иных проверок, по результатам которых уволено со службы из таможенных органов 12 должностных лиц, наказано в дисциплинарном порядке — 440.[3]
За 2014 год по инициативе ППК или с их участием проведена 461 служебная, функциональная, инспекторская и иная проверка. По результатам данных проверок проведены мероприятия по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, приняты меры дисциплинарного и иного характера: уволено со службы в таможенных органах 6 должностных лиц, наказано в дисциплинарном порядке 380 должностных лиц таможенных органов. [4]
В 2015 году по инициативе ППК или с их участием проведено 506 служебных, функциональных, инспекторских и иных проверок. По результатам данных проверок проведены мероприятия по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, приняты меры дисциплинарного и иного характера: наказано в дисциплинарном порядке 513 должностных лиц таможенных органов, уволено из таможенных органов 11 должностных лиц таможенных органов. [5]
В 2016 году по инициативе ППК или с их участием проведено 528 служебных, функциональных, инспекторских и иных проверок. По результатам данных проверок проведены мероприятия по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, приняты меры дисциплинарного и иного характера: наказано в дисциплинарном порядке 557 должностных лиц таможенных органов, уволено по результатам проверок 10 должностных лиц. [6] В варианте таблицы эти данные выглядят следующим образом (таблица 1):
Таблица 1
год | количество проверок | уволено лиц по результатам проверок | применены иные виды дисциплинарных наказаний |
2012 | 357 | 7 | 231 |
2013 | 517 | 12 | 440 |
2014 | 461 | 6 | 380 |
2015 | 506 | 11 | 513 |
2016 | 528 | 10 | 557 |
Таким образом, количество должностных лиц таможенных органов, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства в последние годы неуклонно растет (за исключением 2014 г.). Причина такой статистики в улучшении работы по противодействию коррупции или увеличение фактов коррупционного поведения таможенников ? Хочется верить, что первое.
Вместе с тем следует поддержать мнение некоторых ученых, считающих, что на минимизацию коррупционного поведения среди должностных лиц таможенных органов будет влиять ряд следующих мер:
— активизация применения психологических средств проверки (тестирование, полиграф и др.) не только на стадии приема на службу, но и в процессе прохождения службы в таможенных органах;
— продолжение работы над совершенствованием системы контроля доходов должностных лиц таможенных органов;
— налаживание системы контроля за расходами должностных лиц таможенных органов;
— целенаправленное проведение политики повышения материального обеспечения служащих таможенных органов;
— активное освещение в СМИ конкретных уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, совершенным должностными лицами таможенных органов;
— повышение значимости такого направления воспитательно-профилактической работы в таможенных органах как проведение лекций, конференций, бесед и конкурсов с антикоррупционной тематикой;
— активизация систематического обучения таможенников в рамках дополнительного образования по учебным программам высших учебных заведений, направленным на формирование антикоррупционной мотивации государственных служащих;
— продолжение внедрения новых информационных технологий в целях минимизации личных контактов должностных лиц таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу [7, с.146].
Список литературы