Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

О правовой природе общественной опасности мошенничества в сфере гособоронзаказа

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кудряшов Виктор Николаевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2111
Показать PDF версию О правовой природе общественной опасности мошенничества в сфере гособоронзаказа

Кудряшов Виктор Николаевич
магистрант Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
г. Орел
E-mail: cmexic@mail.ru

Исследуя проблемы противодействия мошенничествам, совершаемым в сфере государственного оборонного заказа (далее — гособоронзаказ), следует, в первую очередь, обратить внимание на социальную важность ее решения. Данная значимость обусловлена необходимостью оптимизации расходования бюджетных средств, направляемых на осуществление гособоронзаказа, в условиях известных финансовых и бюджетных ограничений, которые в значительной степени коснулись оборонной сферы, а также установления барьеров, препятствующих злоупотреблениям в данной сфере [2, с. 117].

В настоящее время президентом России и правительством предпринимаются значительные меры по развитию оборонно-промышленного комплекса. Так государственная программа вооружения на 2011-2020 годы предполагает финансовое обеспечение гособоронзаказа в размере более 20 трлн. рублей. Колоссальные бюджетные средства, ежегодно направляемые на обеспечение гособоронзаказа, делают эту сферу чрезвычайно привлекательной и для предпринимателей, получающих заказы, и для чиновников, ответственных за размещение этих заказов. К сожалению, именно финансовая привлекательность этой сферы обуславливает ее значительную коррупциогенность, способствует участию в закупках не только честных предпринимателей, но и лиц, желающих незаконно обогатиться за счет государства [1, с. 308].

За 2014, 2015 гг. и первое полугодие 2016 г. в производстве следственных органов МВД России находилось 268 уголовных дел о преступлениях в сфере оборонно-промышленного комплекса и исполнения гособоронзаказа.

Из них 71 уголовное дело о преступлениях, причинивших ущерб предприятиям, входящим в структуру ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», 51 — ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», 22 — совершённых при строительстве космодрома «Восточный».

Однако статистика не в полной мере отражает в отчетных данных реально совершаемые преступные посягательства. Для большинства преступлений, совершаемых в сфере гособоронзаказа, характерна латентность, значительно превышающая общий уровень латентности, характерный для коррупционных преступлений. Действительно, сложность борьбы с такими деяниями в рассматриваемой сфере состоит в том, что финансовые потоки здесь, в значительной мере обособлены от общих финансовых потоков. Указанное обусловлено рядом обстоятельств, в частности: 1) существенными объемами средств, выделяемых для реализации указанных задач; 2) коммуникационная система, используемая для соответствующих потоков существенным образом обособлена от иных банковских структур; 3) и наконец, лица, участвующие в оборонных закупках как со стороны чиновничьего аппарата, так и со стороны предпринимательских структур входят в особый «элитарный клуб», доступ в который ни чиновникам, ни предпринимателям более низкого звена, ни представителям любых контролирующих органов в полной мере закрыт [3, с. 54]. Поэтому в большинстве случаев у общества отсутствуют какие-либо сведения о злоупотреблениях со стороны упомянутых субъектов.

Хотя положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд существенных новаций, направленных на увеличении прозрачности процедуры государственных закупок, однако, вряд ли можно признать, что найдены кардинальные решения всех проблем, возникающих в отмеченной сфере отношений. Существенный уровень коррупционной пораженности остается также на высоком уровне.

Борьба с мошенничествами в сфере гособоронзаказа остается одной из главных, и одновременно в числе наиболее трудно решаемых задач уголовной политики. Поэтому становятся весьма важными поиск и реализация эффективных методов борьбы с такими преступлениями.

В число методов, оптимизирующих расходы из госбюджета финансовых средств, следует включить: повышение эффективности системы электронных аукционов; регулярное обновление персонала; сокращение дискреционных полномочий чиновников; заключение антикоррупционных соглашений между компаниями; принятие кодексов поведения и т.д. Все перечисленные и иные меры, предусмотренные общим механизмом государственных закупок, как известно, регламентируются специальными нормативными актами. Несмотря на безусловную эффективность таких методов, их внедрение в практику государственных закупок пока идет медленно и с большими издержками [3, с. 25].

Вместе с тем, проведенный анализ выявил ряд проблем законодательного и правоприменительного характера, негативно сказывающихся на эффективности расходования бюджетных средств, которые требуют внесения соответствующих законодательных изменений.

Библиографический список

  1. Ключникова М.А. Законотворческие ошибки в сфере противодействия преступлениям в области размещения государственных заказов // Юридическая техника. — 2015. —  9. — С.308-310.
  2. Ключникова М.А. Тактические особенности производства обыска при расследовании преступлений в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных нужд УИС // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2015. —  1. — С. 117-120.
  3. Скосырская Ю.В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.