Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Сведения об авторе:
Ганиев Фарит Бариевич - Директор НПП «Унитех», г. Уфа.
Шадрин Андрей Владимирович – Генеральный директор ООО «Энергодиагностика», г.Уфа.
Карпенко Александр Владимирович – технический директор ООО ИТЦ «Эксперт», эксперт, г. Владивосток
Барабан высокого давления является одним из наиболее нагруженных элементов парового котла. В процессе длительной эксплуатации в нем образуются дефекты в виде образования трещин, коррозионных язв, коррозионно-усталостного поверхностного растрескивания. Накопление повреждений определяется условиями эксплуатации и, главным образом, действием циклических нагрузок, приводящих к исчерпанию пластичности в зонах концентрации напряжений и появлению трещин.
Наиболее частыми дефектами являются трещины на внутренней поверхности трубных отверстий, штуцеров, сварных соединений и непосредственно на внутренней поверхности барабана. Редко встречаются дефекты в сварных швах и в теле барабанов, как с наружной, так и с внутренней стороны стенок.
Наиболее повреждаемые зоны барабана – отверстия водоопускных и пароперепускных труб. Частому повреждению также подвергаются перемычки между водоопускными трубами.
Возникающие дефекты, согласно действующим нормам и правилам ?1[ должны удаляться. При удалении дефектов проектная толщина стенки уменьшается, диаметры отверстий увеличиваются, что влечёт за собой уменьшение первоначальных коэффициентов прочности. В целом конструкционная прочность барабана снижается.
На сегодняшний день имеют место два основных способов ремонта барабанов паровых котлов с большими объемами выборок:
Восстановительные работы на барабанах паровых котлов под контролем органов надзора проводятся более 20-ти лет на объектах ОАО «Башкрэнерго» по второму способу.
При этом термическую обработку по режиму высокого отпуска проводят индукционным методом на средних частотах тока с применением гибкого водоохлаждаемого индукционного кабеля (ВГИК).
Водоохлаждаемый гибкий индукционный кабель, обеспечивает предварительный -сопутствующий подогрев барабана позволяя производить монтаж штуцеров в любой зоне барабана с одновременной наплавкой ремонтных выборок внутри барабана и равномерный нагрев по режиму высокого отпуска по завершении наплавки.
По данной технологии с применением кабеля ВГИК с 1995 г. восстановлены:
Работы по предварительному, сопутствующему подогреву и последующему высокому отпуску выполнялись разработчиком индукционных установок с кабелями ВГИК, Научно производственным предприятием «Унитех».
Накопленный положительный опыт восстановления барабанов паровых котлов высокого давления в БЭК заинтересовались и специалисты Кузбассэнерго.
На сегодняшний день, в Кемеровском управлении Ростехнадзора, по вышеописанной технологии, с привлечением ООО НПП «Унитех», восстановлены:
Особенностью ремонта барабана котла №12 Барнаульской ТЭЦ-2 является наплавка трещин в теле барабана с наружной стороны.
Все барабаны в послеремонтный период работают на номинальных режимах.
На данный период парк барабанов паровых котлов накопил предельную повреждённость. В ближайшее время, перспективы на замену барабанов мизерны. Поэтому необходимо совершенствование нормативной, методической и технологической базы по поддержанию и продлению ресурса барабанов.
Анализ материалов по ремонту барабанов паровых котлов в других регионах показывает, что применение технологий ремонта без термической обработки (по первому способу) не всегда гарантирует его работоспособность. Таким примером является разрушение барабана при гидравлических испытаниях на Ярославской ТЭЦ-3 летом 2005 года, где выполнялись работы по устранению дефектов на штуцерах водоопускных труб. Барабан изготовлен из стали 16ГНМ. Предполагается, что трещина, приведшая к вырову куска тела барабана размером 1,5х2м, могла развиваться и во время работы.[3]. Аналогичные трещины в районе ремонта водоопускных труб парового барабана котла N1 ЮК ГРЭС были обнаружены специалистами СМиС ОАО «Кузбассэнерго» в апреле 2005 г, после непродолжительной эксплуатации барабана отремонтированного по первому способу.
По нашему мнению, ]2[, регламентирующий порядок обследования и технологии ремонта барабанов, требует координальной переработки. В нём необходимо доработать процедуру обследования барабанов по фактическому их индивидуальному состоянию с учётом условий эксплуатации. Особое внимание в нём должно быть уделено технологии восстановительного ремонта барабанов с технологией предварительного и сопутствующего подогрева при сварке и термической обработки после сварки. При этом опыт, накопленный в энергосистемах страны, безусловно, должен быть использован, в том числе и опыт по восстановлению ресурса барабанов из различных марок сталей (22К, 16ГНМ, 15М) на электростанциях Башкирэнерго и Кузбассэнерго.
Литература: