Евразийский
научный
журнал

Нужен ли Бог религиоведению?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воронина Татьяна Евгеньевна
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 1664
Показать PDF версию Нужен ли Бог религиоведению?
Воронина Татьяна Евгеньевна, канд. филос. н.

Даггосуниверситет, г.Махачкала,

Республика Дагестан


Аннотация. Автор обращает внимание на исторический характер понятия Бога. Значительная роль в данном вопросе принадлежит религиоведению, формирующему сознание реальности в обществе.

Ключевые слова: человек, Бог, наука, мировоззрение, постижимость реальности, религиоведение.

Все религии аппелируют к чувствам верующих. Поэтому в любом учебнике религиоведения, где излагается материал об истории религий древнего мира, ведется повествование о главном боге или о нескольких богах политеизма, подчеркивается именно мифологизированность этих сведений, пришедших к нам из древности. Что такое миф? «Миф (греч. mithos - рассказ, предание) - вымышленный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представляются в наивно олицетворенной форме. Миф отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления (этиологическая функция мифологии)»[1,с.301]. Благодаря мифам мы сегодня знаем много историй и фактов о жизни древних египтян, вавилонян, шумеров, ассирийцев. Мифы дают нам представление о боге или о богах древности. Будучи регулятором социальной жизни, боги в зависимости от благообразия могли способствовать благодати, но некоторые боги, наоборот, вызывали страх и опасения у людей своими действиями. «Первые мифы были тотемистическими. Люди обряжались в шкуры тотемных животных. Тотемистические пляски - попытка рассказать соплеменникам о жизни предков. Со временем ритуалы стали носить более развернутый характер»[2,с.26].

«Мифология - первая форма духовной жизни, когда человек осознает свою связь с природой, а также отличие от окружающего мира. В мифологии осуществляется осознание человеком разных форм социальной жизни, происходит социализация индивидов, гуманизация человека и мира»[3,с.394]. Со времен мифов, родившихся в первобытно-общинную эпоху, «Человек требует выяснения его отношения к самому себе, к себе подобным, к обществу, к природе, к Богу»[4,c.29]. Понятие «божьей кары» возникло с тех пор тоже не случайно ввиду того, что Человек ответствен не только перед собой, своей семьей, государством, но и…перед тем, кого именует Богом. По вероучению Бог прощает лишь того, кто обращается к нему с покаянием, не прощает лишь «смертный грех» - неверие в него - и «хулу на дух святой», то есть на мать-материю (о том, какие свойства имеет «прана» и по каким законам развивается, учащиеся должны знать, изучая законы диалектики на уроках религиоведения). Учитель обязан дать учащимся представление о Законе божьем в христианстве, о Законах шариата в исламе, о том, что составляет основу национальных и мировых религий. Одновременно с этим следует изучить и Закон “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, который впервые был принят в России Советской властью 2 февраля 1918 г., согласно которому церковь была отделена от государства и школа от церкви. Закон дал право каждому гражданину России “исповедовать любую религию или не исповедовать никакой”. Были определены конкретные меры, связанные и с практическим осуществлением свободы совести. Декретом запрещалось преподавать богословие во всех учебных заведениях, где изучаются общеобразовательные предметы. Спустя 100 лет сегодня мы видим, что идея ограничений в преподавании богословия была правильной. Более того, объективно потребовался научный подход к проблеме Бога и богов. На протяжении тысячелетий под влиянием науки религиозное отношение к миру не оставалось неизменным. Сегодня мы понимаем, что венчает центр трансцендентного мировоззрения. Но центром трансцендентального представления по-прежнему является Человек, помыслы которого понимаются и оцениваются социумом. «Образование и работа пяти внешних чувств человека, - пишет К.Маркс, говоря о нем, - это работа всей до сих пор протекавшей Всемирной истории»[5,c.593-594]. И.Кант считал, что нет теоретического доказательства относительно Бога и свободы, но «следует поступать так, как будто мы знаем, что эти вещи действительно существуют». Его знаменитое высказывание: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[6,c.499], как завещание, осталось на века.

Список литературы:

  1. Атеистический словарь под ред. М. Новикова.- М.:Политиздат-1985.- 301с.
  2. История мировой культуры.-Ростов-Дон.:Феникс-2005.-С.26.
  3. Новейший философский словарь под ред.А.Ярещенко-Ростов-Дон.:Феникс- 2008-394с.
  4. Ходжсон Д. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации//Вопросы экономики,№8,2007.-С.5-29.
  5. Маркс К.,Энгельс Ф.Из ранних произведений.М.:Политиздат -1956. - С.593-594.
  6. Кант И. Сочинения в 6 томах.Т.6-ой.М.-1963-1966.- С.499.