Евразийский
научный
журнал

Нормативные правовые акты, содержащие основу финансово-правового регулирования финансов предприятий

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чудина Евгения Юрьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3913
Показать PDF версию Нормативные правовые акты, содержащие основу финансово-правового регулирования финансов предприятий

Чудина Е.Ю.
Студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА

Финансово-правовое регулирование финансов предприятий как способы воздействия на финансовые правоотношения с участием предприятий означает совокупность правил поведения, установленных в различных финансово-правовых актах, которые в совокупности образуют систему источников правового регулирования финансов предприятия. В механизме финансово-правового регулирования финансов предприятий основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права финансов предприятий под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения [1].

Источники права финансов предприятия в РФ — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы правового регулирования финансов предприятия. Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского правового регулирования финансов предприятия, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансов предприятия в РФ — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Отдельного кодифицированного акта, содержащего массив финансово— правовых норм, регулирующих финансы предприятия в РФ не существует. Тем не менее, к числу кодифицированных актов в системе источников правового регулирования финансов предприятия относятся НК РФ, БК РФ и ТК РФ. Источники правового регулирования финансов предприятия РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: например, Закон о валютном регулировании и контроле, регулирующий отношения также с участием предприятий, которые относятся в разряд таких субъектов валютных правоотношений как резиденты и нерезиденты [2].

Нормы правового регулирования финансов предприятия содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками правового регулирования финансов предприятия.

Следовательно, решая вопрос о правовом режиме финансов предприятий, мы должны вести речь о тех отраслевых режимах и соответствующих им юридических средствах воздействия на них.

Несомненно, основу правового регулирования финансов предприятий составляют финансово-правовые нормы, так как «важнейшей предпосылкой функционирования финансовой системы является осуществление финансовой деятельности государством и местным самоуправлением, как правило, в правовой форме, закрепленной нормами правового регулирования финансов предприятия».

Вопрос о воздействии на финансы предприятий правового режима правового регулирования финансов предприятия упирается своими корнями в проблему предмета правового регулирования финансов предприятия, что оно регулирует, в качестве предмета воздействия имеет частные либо публичные финансы? Общепринято относить в круг общественных отношений, подпадающих под предмет правового регулирования финансов предприятия отношения, возникающие по поводу публичных, т.е государственных финансов. Хотя на сегодняшний день высказываются точки зрения согласно которым в систему правового регулирования финансов предприятия необходимо включить институт финансов организаций. Следует отметить, многие учебники по финансовому праву содержат в качестве разделов учение о финансах государственных и муниципальных предприятий. Все авторы относят нормы, регулирующие финансы данных предприятий к институту правового регулирования финансов предприятия. Тем не менее, если даже финансы предприятий всех форм собственности не находят свое место системе правового регулирования финансов предприятия в качестве самостоятельного правового образования, то нельзя отрицать распространение на финансово-хозяйственную деятельность предприятий финансово-правового регулирования [3].

В интересующем нас плане следует отметить следующее. Непосредственная связь финансов предприятия со всеми стадиями воспроизводственного процесса, т.е «в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов» говорит об их включенности в сферу финансовой деятельности государства, соответственно, они уже подпадают под отраслевой режим правового регулирования финансов предприятия, независимо от формы собственности.

Подводя итог вышеотмеченному, определим те правовые образования в рамках правового регулирования финансов предприятия, которые влияют на правовой режим финансов предприятий:

1) бюджетное право, прежде всего, регулирует отношения в рамках бюджетной системы, опосредует отношения и с иными звеньями финансовой системы: отношения по поводу финансирования деятельности государственных предприятий (правовой режим института государственных и муниципальных расходов), а также в рамках предоставления адресных средств из бюджетов различных уровней для обеспечения деятельности предприятий всех форм собственности в форме бюджетных кредитов, субсидий и т.д.; отношения по поводу выполнения предприятиями обязательств перед государством, в том числе государственными и муниципальными предприятиями и неналоговых обязательств (правовой режим института государственных доходов);

2) налоговым правом опосредуются финансовые отношения при исполнении предприятиями налоговых обязательств перед государством;

3) институт финансового контроля, потому что финансы предприятий являются объектом государственного финансового контроля, причем финансы государственных и муниципальных предприятий — объектом как общегосударственного, так и ведомственного финансового контроля;

4) институт валютного регулирования и валютного контроля, нормы которого действуют, когда предприятия осуществляя свою финансовую деятельность, затрагивают отношения по поводу валюты и валютных ценностей;

5) институты финансов государственных и муниципальных предприятий — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих систему экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования предприятиями денежных фондов и доходов в процессе воспроизводственной деятельности;

6) нормы института учетных систем непосредственно направлены на упорядочение совокупной информации о финансах и финансовых операциях в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

7) иные структурные составляющие системы правового регулирования финансов предприятия

Как уже было отмечено, правовой режим финансов предприятий не ограничивается только сферой действия правового регулирования финансов предприятия. В то же время нормы других отраслей права — гражданского, административного — следует также относить к правовым основам функционирования финансовой системы. По верному представлению О.Д. Соколовой, это не нарушает важнейшего принципа построения финансовой системы — принципа единства, закрепленного соответствующими статьями Конституции РФ, так как существует взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми отраслями российского права.

Нельзя игнорировать тот факт, что финансы есть составляющая часть функционирования национальной экономики, народного хозяйства. «Вертикальные финансовые отношения тесно переплетены с гражданско— правовыми; многие финансовые отношения строятся и существуют параллельно с гражданскими отношениями».

Финансы предприятий различных форм собственности, их фонды денежных средств формируются в основном при реализации результатов их производственной деятельности, следовательно, предпринимательской деятельности, входящей в силу статьи 2 ГК РФ в группу отношений, регулируемых гражданским законодательством. Следовательно, отраслевой режим гражданского права оказывает влияние на правовой режим финансов предприятий. На правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий немалое влияние оказывает отраслевой режим административного права. Фактически управление финансовой деятельностью государственных и муниципальных предприятий является одной из форм управления государственным или муниципальным имуществом. Согласно ст. 2 Закона о государственных предприятиях от имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, от имени муниципального образования — органы местного самоуправления.

Так на уровне федерации управление федеральной собственностью входит в компетенцию Правительства России (ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Правительство РФ составляет проект бюджета, в котором отражаются запланированные доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, включающие в себя, в числе прочих часть прибыли (или ее свободный остаток) государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Таким образом, основную роль при осуществлении прав собственника в отношении имущества унитарных предприятий играет федеральное агентство — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Это в первую очередь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, который осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом« [4].

Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ, поскольку именно последнее осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, управления федеральным имуществом, управления государственным материальным резервом [5].

Немаловажную роль в регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий играют и такие ведомственные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, акты ФНС, ФТС и ЦБ РФ.

Список используемой литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст]//КонсультантПлюс: Высшая школа: — 2015. — Вып. 22.
  2. Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права [Текст]: материалы Всероссийской конференции (Ставрополь, 21-26 апреля 2014 года)/М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский федеральный ун-т» (СКФУ), Юридический ин-т, Каф. административного и правового регулирования финансов предприятия; [редкол.: Боташева Л. Э. (отв. ред.) и др.]. — Ставрополь: Параграф, 2014. — 263 с.
  3. Актуальные проблемы финансов [Электронный ресурс]: учебное пособие/Московский ун-т им. С. Ю. Витте, Каф. финансов и кредита; [сост. Ефимов В. С.]. — Москва: МУ им. С. Ю. Витте, 2014. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  4. Антипова, Е. П. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебное пособие: краткий курс: электронное издание/Е. П. Антипова; Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) Фил. Федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации, Каф. административного и правового регулирования финансов предприятия. — Санкт-Петербург: СЗФ РПА Минюста России, 2014— 340 с.
  5. Брайчева, Т. В. Основы финансов [Текст]: учебное пособие/Т. В. Брайчева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. гос. и муниципальных финансов. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2014. — 127 с.
  6. Гольдфарб, А. А. Финансовое право [Текст]: [учебное пособие]/А. А. Гольдфарб. — Москва: РГ-Пресс, 2014. — [72] с.
  7. Казаков М. Н. Финансовое право [Текст]: курс лекций/М. Н. Казаков, С. В. Полунин; Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Каф. конституционного и административного права. — Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2014. — 321 с.
  8. Коваленко, О. Г. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие/О. Г. Коваленко; М-во образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский гос. ун-т, Ин-т финансов, экономики и управления, Каф. «Финансы и кредит». — Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, cop. 2014. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  9. Концептуальные положения современной финансовой науки [Текст]: сборник научных статей профессрско-преподавательского состава кафедры «Теория финансов» ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации«/Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Каф. «Теория финансов»; отв. ред. И. В Ишина, С. В. Фрумина. — Москва: Юстицинформ, 2014. — 119, [1] с.
  10. Крылова, Л. В. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебное пособие: (для студентов, обучающихся по программам бакалавриата по направлению «Экономика» и другим направлениям экономического и финансового профиля)/Л. В. Крылова, Г. М. Давтян; Образовательное учреждение профсоюзов высш. проф. образования «Акад. труда и социальных отношений», Фак. мировой экономики, финансов и страхования, Каф. финансов и кредита. — Москва: АТиСО, 2014. — 273 с.
  11. Павлов, П. В. Финансовое право [Текст]: учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», "Налоги и налогообложение«/П. В. Павлов. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва: Изд-во ОМЕГА-Л, 2014. — 302 с.
  12. Проблемы менеджмента, маркетинга и финансов [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 3 декабря 2014 г., Воронеж/Авт. образовательная некоммерческая орг. высш. проф. образования «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов»; [редкол.: А. А. Зайцев и др.]. — Воронеж: АОНО ВПО «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов», 2014. — 135 с.
  13. Система финансовой безопаности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения [Текст]: [научный доклад]/[Ю. А. Чиханчин и др.]; под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Чиханчина; Российская акад. наук, Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу. — Москва: Наука, 2015. — 50, [1] с.
  14. Финансы [Текст]: учебно-методический комплекс для направления подготовки 080100.62 Экономика: профили «Финансы и кредит», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет» всех форм обучения/М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса» (УГУЭС), Каф. «Финансы и банковское дело»; [сост.: В. М. Минеева, Т. В. Исмагилова]. — Уфа: Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2014. — 114 с.
  15. Финансы и кредит [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие/Алешин В. А. [и др.]; Южный федеральный ун-т. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  16. Финансы, деньги, кредит, банки [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профили подготовки «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ, и аудит», "Мировая экономика«/[Е. Н. Валиева и др.]; под ред. Т. М. Ковалевой. — Москва: КноРус, 2014. — 249, [1] с.
  17. Финансовый механизм и право [Текст]: монография/[Бочкарева Е. А. и др.]; под общ. ред. С. В. Запольского; Ин-т государства и права Российской акад. наук. — Москва: КОНТРАКТ, 2014. — 247 с.
  18. Финансовое право: прошлое, настоящее, будущее [Текст]: сборник статей: (по материалам Международно й научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора юридических наук, профессора, академика МАН ВШ Н. И. Химичевой, Саратов, 18 сентября 2013 г.)/Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Саратовская гос. юридическая акад.», Междунар. ассоц. правового регулирования финансов предприятия, Центр экспертиз и науч. исслед. правового регулирования финансов предприятия (Центр правового регулирования финансов предприятия); [редкол.: Е. В. Покачалова (отв. ред.) и др.]. — Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская гос. юридическая акад.», 2014. — 355 с.
  19. Финансовое право [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению "Юриспруденция«/[Ашмарина Е. М. и др.]; отв. ред. Е. М. Ашмарина; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации. — Москва: Юрайт, 2014. — 429 с
  20. Финансовое право [Текст]: учебник для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим и экономическим направлениям и специальностям/[А. Ю. Ильин и др.; отв. ред. Ильин А. Ю.]; Финансовый ун-т при Правительстве Российского Федерации. — Москва: Юрайт, 2014. — 622, [1] с.
  21. Шимширт, Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»): соответствует федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения/Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. — Москва: ИНФРА-М: Альфа-М, 2014. — 350 с.

Примечания

  1. Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права [Текст]: материалы Всероссийской конференции (Ставрополь, 21-26 апреля 2014 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский федеральный ун-т» (СКФУ), Юридический ин-т, Каф. административного и финансового права; [редкол.: Боташева Л. Э. (отв. ред.) и др.]. — Ставрополь: Параграф, 2014, с. 65.
  2. Финансы и кредит [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Алешин В. А. [и др.]; Южный федеральный ун-т. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права [Текст]: материалы Всероссийской конференции (Ставрополь, 21-26 апреля 2014 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский федеральный ун-т» (СКФУ), Юридический ин-т, Каф. административного и финансового права; [редкол.: Боташева Л. Э. (отв. ред.) и др.]. — Ставрополь: Параграф, 2014, с. 65.
  4. Финансы и кредит [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Алешин В. А. [и др.]; Южный федеральный ун-т. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права [Текст]: материалы Всероссийской конференции (Ставрополь, 21-26 апреля 2014 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский федеральный ун-т» (СКФУ), Юридический ин-т, Каф. административного и финансового права; [редкол.: Боташева Л. Э. (отв. ред.) и др.]. — Ставрополь: Параграф, 2014, с. 65.