Евразийский
научный
журнал

Активизация самостоятельной деятельности студента в развитии технических способностей.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мелкобродова Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 703
Показать PDF версию Активизация самостоятельной деятельности студента в развитии технических способностей.

Мелкобродова Наталья Владимировна,

старший преподаватель кафедры архитектуры и графики,

Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева

Непрерывный технический прогресс требует постоянного повышения технического уровня подготовки бакалавра. Принимая во внимание значимость технических способностей в целостной системе подготовки будущего бакалавра по направлению подготовки «Строительство», важным является поиск эффективных способов их развития на этапе обучения в вузе. Ключевой проблемой в решении задачи развития технических способностей будущего бакалавра является активизация их самостоятельной деятельности в данном направлении.

Самостоятельная деятельность студентов в развитии технических способностей (самовоспитание) рассматривается нами как совокупность приёмов и способов воздействия человека на себя самого, имеющих целью саморазвития данного вида способностей. Активизация самостоятельной деятельности студентов в развитие технических способностей предполагает побуждение к активности, усиленной деятельности в этом направлении.

Для реализации данного условия разработан спецкурс «Самовоспитание профессионала». Главная задача курса: выработать навыки, способствующие самостоятельному развитию технических способностей.

Организация самостоятельной деятельности студентов по развитию технических способностей предусматривает прохождение определённых этапов. За основу нами были взяты этапы самовоспитания, выделенные С.Б. Елкановым и адаптированные к задачам нашего исследования.

I. Подготовительный этап – этап утверждения в позиции специалиста. Активная самостоятельная деятельность возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – стремление будущих бакалавров соответствовать требованиям профессии. На данном этапе предусмотрено проведение профессиональной консультации, которая состоит из трех фаз:

  1. Характеристика содержания труда, требований профессии и их описание в психологических терминах (профессиографическая фаза). Профессиональные требования, будучи осознанными и принятыми студентом, становятся для него «акцепторами действия». Их главная функция – ориентировать студента в профессиональной деятельности и побуждать к целенаправленному формированию своей личности. Студентам предлагается работа по составлению профессиограммы и психограммы. Обращается внимание студентов на важность технических способностей во всех видах профессиональной деятельности и необходимость их развития.
  2. Изучение личностных особенностей (психодиагностическая фаза). С этой целью в рамках спецкурса предусмотрено проведение комплексной диагностики по определению уровня развития технических способностей.
  3. Сопоставление индивидуальных особенностей студента с требованиями профессии (фаза принятия решения). Представление студентов о значении технических способностей в будущей профессиональной деятельности, осознание недостаточной сформированности своих возможностей определяет мотивацию к сознательному осуществлению деятельности по развитию технических способностей.

Таким образом, только после тщательного самоанализа, осуществляется переход к изучению теории самовоспитания. Студенты знакомятся с понятиями «самовоспитания», «саморазвития», особенностями профессионального самовоспитания, структурой и этапами самовоспитания, основными методами и приёмами работы над собой: самопознание, самооценка, самостимулирование, самопрограммирование, самоконтроль, самовнушение и т.д. Особое внимание уделяется такому методу самовоспитание как рефлексия. Поскольку развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия. Необходимость обращения к рефлексии связана с тем, что с включение её механизмов (собственным пониманием) процесс развития технических способностей становится управляемым самим студентом.

Кроме того, содержательной стороной активизации самостоятельной деятельности студента по развитию технических способностей является применение активных методов (психологических тренингов, упражнений, деловых и профориентационных игр, активизирующих опросников и др.).

II. Этап программирования изменений в своей личности связан с разработкой индивидуального плана самовоспитания технических способностей. Студентами самостоятельно или совместно с преподавателем определяются основные направления самопреобразования с учётом их индивидуального уровня развития технических способностей.

III. Этап реальных действий по самоизменению предполагает следование разработанному индивидуальному плану. По мнению С.Б. Елканова установка на самовоспитание создаёт благоприятную психологическую позицию, при которой получаемая из разных источников информация воспринимается, оценивается и используется студентами в соответствии с задачей развития у себя профессиональных качеств 1, с. 26.

Таким образом, спецкурс «Самовоспитание профессионала» активизирует студентов, стимулирует положительную мотивацию, способствует выработке навыков самовоспитания, дает возможность в дальнейшем самостоятельно проектировать своё профессиональное саморазвитие.

Список литературы

1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] – М.: Просвещение, 1989. 189 с.