Евразийский
научный
журнал

Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алябьева Наталья Вячеславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 884
Показать PDF версию Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

В нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является приобщение дошкольников к традициям русского народа. В ДОО создан мини-музей «Русская изба». Поэтому я решила использовать инновационные технологии творческого развития такие как: художественное проектирование, художественная мастерская и художественное коллекционирование. Где как ни в музее русского быта, можно познакомить детей с историей декоративно-прикладного искусства, собрать коллекции разных видов росписей русских мастеров, коллекции быта и одежды.

При использовании технологии художественного проектирования разработала образовательные проекты:

  • «История культуры русского народа через изодеятельность»
  • «Вы скажите нам откуда появилось это чудо. Знакомство с дымковской игрушкой»
  • «Городецкие узоры»
  • «Сказочная гжель»
  • «Пасхальные писанки»

В результате проведенных проектов у детей сформировался познавательный интерес к русской народной культуре, уважение к народным умельцам, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, а также обогатилась продуктивная и творческая деятельность дошкольников.

Созданная мной творческая мастерская «Юный художник» помогает ребенку:

  • Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, поделке.
  • Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Целью работы нашей творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы, а также развитие мелкой моторики, воображения, мышления, умения действовать по образцу и привносить в работу нечто свое (к примеру – выполнить работу в другом цвете, с другим узором, чем предложено на образце; таким образом, происходит развитие творческого начала в ребенке).

Отличительной особенностью нашей мастерской является использование нестандартных техник и материалов, такие как: рисование (ладошками, пальцами, штампами, тычками, множество видов аппликации, лепка из пластилина, глины и теста, использование разнообразного природного и бросового материала: шишки, ракушки, желуди, веточки, мох, камешки, пуговицы, нитки, крупы, ватные палочки и диски, одноразовая посуда, пластмассовый бросовый материал и др.)

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

Использование технологии художественного коллекционирования занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности  и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов  дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов,  в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства,  в условиях модернизации современного образования.

Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. 

Для привлечения родителей к коллекционированию я для начала выяснила их позиции и провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари , стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики  и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересовались увлечением ребенка или же вообще не проявляли интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Вскоре и   родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция макаронных изделий, различной формы, размеров и цвета; коллекция предметов старины. Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Таким образом, могу сделать вывод, что использование инновационных педагогических технологий творческого развития является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.

Проделанная работа показала, что использование этих технологий способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.