Евразийский
научный
журнал

Применение здоровьесберегающих технологий на основе методики Базарного В.Ф. на уроках в начальной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Косицина Марина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 625
Показать PDF версию Применение здоровьесберегающих технологий на основе методики Базарного В.Ф. на уроках в начальной школе

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер.  Здоровье детей катастрофически  ухудшается и мы обязаны его сохранить.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.  Конкретнее о моем 1Б классе. На 1 сентября 2014г. состояние здоровья моих детей выглядело так: 8 чел. – 40% имеют нарушение зрения,8 чел. – 30% имеют нарушение осанки и плоскостопие, 6 чел. – 15% имеют другие отклонения в здоровье, 4 чел. – 15% относительно здоровы. Так как в моем классе 40% детей имеют нарушение зрения,я обратилась к здоровьесберегающей методике Базарного Владимира Филипповича. Нельзя не согласиться с позицией автора: чтобы управлять поведением детей, следует помнить, что в каждом виде труда присутствуют компоненты физического и умственного напряжения. Элементы методики В. Ф. Базарного были апробированы на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Элементы здоровьесберегающей педагогики успешно используются на уроках математики, чтения, русского языка и других. Что в этих уроках было необычным для восприятия?

  1. Использование зрительного тренажера. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением тренажера на специальном планшете. Такие тренажёры  являются обязательными для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после письма или чтения, т. е. использовать тренажёр необходимо на любом уроке.
  2. Использование игровой зоны. Игровая зона располагается в задней части класса, на ковре. Приглашаю детей на поляну, собрать ягодки с примерами, прочитать слова, отгадать загадки, отдохнуть, послушать музыку для релаксации
  3. Часть урока(3-5минут) дети обучаются стоя. Это может быть загадывание загадок, слушание учителя, устный счет, работа со схемами. Выполнив задание учителя, ученик встаёт. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребёнок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.
  4. Ведение урока в разных частях класса.    У меня в классе висят несколько планшетных и магнитных досок, на которые прикрепляются задания. Обучающиеся вынуждены вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой, глазами.
  5. Передвижение по классу. Я риглашаю детей пройти к разным местам класса (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг и т. д.) и организую там выполнение заданий по группам.
  6. «Экологический календарь». На задней стене классной комнаты изображён пейзаж местности(фотообои). В этот пейзаж помещаю необходимый учебный материал, приглашая детей пройти к пейзажу и прочитать, например, прикреплённые там математические выражения, словарные слова, изученные буквы. Изменение структуры урока в пользу двигательной активности приводит к повышению эффективности и качества обучения.