Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Претензионный порядок урегулирования споров

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рагозина Александра Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 3418
Показать PDF версию Претензионный порядок урегулирования споров

Рагозина А. В.

Рагозина Александра Владимировна / Ragozina Aleksandra Vladimirovna – студентка,

Национальный исследовательский мордовский государственный университет, г. Саранск

Аннотация: в статье анализируется действующее законодательство, регламентирующее претензионный порядок урегулирования споров. Раскрываются проблемы осуществления претензионного порядка, случаи в которых обязательно устанавливается претензионный порядок.

Ключевые слова: претензионный порядок, альтернативная форма, спор, урегулирование.

Претензионный порядок урегулирования спора – это примирительная процедура самими спорящими сторонами, осуществляемая посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.

По мнению О.В Мичугиной «Претензионный порядок представляет собой обязанность кредитора предъявить к должнику требование об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник должен дать на него ответ в установленный срок» [9, с.55].

М.Ю Тихомиров определяет претензионный порядок урегулирования спора «кредитор в силу закона или договора обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник – дать на нее ответ в установленный срок»[8,с.41].

«Претензионный порядок урегулирования конфликта является согласительной процедурой по признанию должником обоснованности требования кредитора, когда в результате претензионной переписки устраняются разногласия между сторонами и спор не доходит до суда общей юрисдикции, арбитражного или третейского суда»[3, с.11]

Согласно ч 5 ст. 5 АПК РФ претензионный порядок урегулирования может быть установлен либо федеральным законом, или договором сторон, т.е. в соответствии с федеральным законом или договором сторон дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в обязательном претензионном порядке.

Обязательный претензионный порядок рассмотрения споров установлен законодательством только в ряде случаев: предъявление претензий к перевозчику, обязательное направление претензии оператору почтовой или иной связи, соблюдение претензионного порядок при разрешении споров возникших с экспедитором, претензия направляется продавцу, если она касается количества, ассортимента, комплектности, тары или упаковки товара, также, такой порядок используется при урегулировании спора об изменении или расторжении договора.

«Многие организации и предприниматели, допуская возможность возникновения разногласий, включают условие об обязательном претензионном урегулировании спора в договор» [7, с.102].

Существует ряд требований предъявления и рассмотрения претензий: субъекты осуществляющие претензионное производство должны обладать правоспособностью и дееспособностью, должен строго соблюдаться порядок предъявления претензии, необходимо соблюдать форму претензии, должен соблюдаться порядок ответа на претензию. Например, претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406 КТМ РФ).

Идея претензионного урегулирования споров и конфликтов имеет большой потенциал. «Есть сферы отношений, где оно может быть очень полезным. При выполнении всех требований претензионного порядка и добросовестности сторон можно в кратчайшие сроки урегулировать конфликт» [1, с.34].

В случае ненадлежащего исполнения одной из сторон договора принятых на себя обязательств, другая сторона, в силу ст. 11 ГК РФ, имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав и законных интересов. «Прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением, истец вправе во всех случаях принять меры к досудебному урегулированию спора. Как правило, досудебное урегулирование спора осуществляется путем направления претензии противоположной стороне» [2, с.20].

Помимо случаев, указанных в законе, стороны могут предусмотреть обязательный претензионный порядок разрешения споров непосредственно в договоре между сторонами.

Независимо от того, каким образом установлен претензионный порядок, его несоблюдение влечет наступление неблагоприятных последствий. «При отсутствии доказательств соблюдения обязательного претензионного порядка исковое заявление считается поданным с нарушением установленной формы и влечет возвращение искового заявления, либо оставление его без движения » [5, с.66].

«Если несоблюдение обязательного претензионного порядка выявлено после принятия искового заявления и возбуждения производства по делу, суд обязан оставить заявление без рассмотрения» [4, с.19].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что основная задача применения претензионного порядка состоит в том, чтобы побудить стороны самостоятельно урегулировать возникший конфликт или ликвидировать иную обнаружившуюся неопределенность.

Список использованных источников

  1. Брыжинская Г. В., Багрий А.А. Достижение компромисса в переговорном процессе: психологические аспекты. В сборнике: Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 34 – 35.
  2. Баранов В.М., Худойкина Т.В. Теория юридического конфликта: философские и социолого-правовые аспекты // Юристъ-Правоведъ. 2000. №1. С. 18 – 28.
  3. Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология в условиях государственно-правовых и общественных преобразований в России: постановка проблемы, теоретические и социологические аспекты // Сибирский юридический вестник. 1998. №3. C. 10 – 13.
  4. Брыжинская Г.В., Баева А.В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта. В сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных. Саранск, 2014. С. 17-20.
  5. Брыжинская Г. В., Худойкина Т.В. Перевоворный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. №1. С. 65-67.
  6. Худойкина Т.В. Мирное урегулирование и разрешение споров // Московский журнал международного права. 1998. №2. С. 52 – 60.
  7. Зубова Е.С. Досудебное урегулирование спора. // Бухгалтерский учет.- 2010.- №4.- С. 101-104.
  8. Тихомиров М.Ю. Претензионный порядок разрешения споров: практ.пособие.- М.:Изд. Тихомирова М.Ю. 2011.- 63 с.
  9. Мичугина О.В. Претензионный порядок. // Практическая бухгалтерия. – 2012.-№ 12.