Евразийский
научный
журнал

Актуальные проблемы медийной культуры педагогов в условиях современного образовательного процесса

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Степанян Гаянэ Генриховна, нет
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 1691
Показать PDF версию Актуальные проблемы медийной культуры педагогов в условиях современного образовательного процесса

Аннотация. Статья посвящена выявлению уровня медиа компетентности педагога, совершенствованию профессиональной и информационной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС, раскрытию стереотипов восприятия медиа компетентности участниками образовательного процесса и возникающим на этой почве противоречиям.

Ключевые слова: медиа компетентность, медиа образование, образовательный процесс, социологические исследования.

На сегодняшний день информатизация образования стала одним из ключевых направлений его модернизации. За последние годы созданы все предпосылки для реального воплощения идей информатизации в реальную практику работы образовательных учреждений – закуплено оборудование, созданы образовательные цифровые ресурсы, обучены педагоги. Однако вряд ли можно утверждать, что имеющий почти тридцатилетнюю историю «комплекс мер по преобразованию педагогических условий на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий» (именно так трактуется процесс информатизации образования) привел к значительным системным изменениям современной школы и ССузов.

Каковы же причины столь явного несоответствия предпринятых усилий и результата? На наш взгляд, проблема кроется в противоречии между новыми возможностями медиа технологий, медиа образованием и медиа компетентностью потребителя образовательного процесса (учителем и учеником). Медиа образование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа текстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиа техники [3; 5]. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиа грамотностью в некоторых источниках–медиа компетентностью [5,87].

Здесь возникают сразу несколько проблем. Например: сложившаяся система обучения педагогов и повышение квалификации преподавателей.

Во время прохождения аттестации педагог предъявляет документ о прохождении компьютерных курсов, представляет перечень информационных ресурсов, которыми он пользуется в практике преподавания (которые кочуют из одного портфолио в другой), дает ссылку на личную страницу на сайте образовательного учреждения или собственный блог (зачастую созданный не самостоятельно или за несколько дней до прохождения процедуры аттестации). Реальное применение информационных технологий в ежедневной педагогической практике педагога в большинстве случаев сводится к созданию презентации к уроку или лекции как правило, это программа POWER POINT,или показу визуального ряда. Вторая – сложнее, носит не только и не столько информационный характер, сколько социальный, социально-культурный. Она связана с низким социальным статусом современного учителя, и отсутствие уважения, доверия со стороны учеников к педагогу, и многое другое. Ниже приводится цитата, подтверждающая вышесказанное и наталкивающая на иные выводы. «Помощь школьных учителей подростки оценивают невысоко: лишь 40,0% школьников полностью или частично удовлетворены знаниями, об использовании интернета, которые они получили в школе. В то же время 44,0% подростков считают, что школа не дает им никаких полезных знаний в этой области или вообще неспособна их дать. Каждый десятый подросток сказал, что знает об интернете больше учителей. И только каждый десятый подросток получил в школе информацию о безопасном использовании интернета» [5, с.40-41].

Решение этой группы проблем лежит в плоскости подготовки и переподготовки учителей и преподавателей, осуществляемой непосредственно в процессе обучения в вузе. На протяжении последних десяти лет предлагаются и реализуются конкретные методики, разрабатывается программы курсов [1; 2].

Каков же выход из сложившейся ситуации? В первую очередь совершенствование профессиональной и информационной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. В настоящее время появились педагогические технологии которые могут внести коренные изменения в ситуацию в образовании в следующие несколько лет:

  • МООК (массовые открытые онлайн-курсы);
  • адаптивное обучение;
  • геймификация;
  • смешанное (гибридное) обучение и некоторые другие.

Все эти технологии непосредственно интегрированы с информационными и коммуникационными технологиями. Скорость изменения информационных технологий, их многообразие и необходимость внедрения в современную школу требует разработки новых подходов к обучению педагогов, погружения их в информационную среду, формирования необходимых медиа компетенций, формирования мотивации к включению данных технологий в собственную педагогическую практику и постоянного повышения квалификации в данном направлении.

Все предлагаемые варианты решения группы проблем актуальны, т.к. по данным исследования цитированного выше автора - Г. У. Солдатовой, уровень медиа компетентности участников учебного процесса (учащиеся, родители учащихся, учителя) не превышает 30,0%.

Вторая группа проблем связана с методологической составляющей изучения и оценки медиа компетентности.

Ряд авторов, при оценке уровня владения медиа грамотностью предлагают респондентам самим оценить его [6]. Другие разрабатывают свои критерии оценки [1; 2],иногда схожие. Вместе с тем присутствуют попытки на основе анализа существующих критериев, создать некоторый единый подход к изучаемому вопросу [4]. Однако дискуссии, относительно определения перечня критериев продолжаются. Группа методологических проблем так же связана с интерпретацией понятий, лексическим объемом каждого их них. В этой связи, медиа компетентность и медиа культура участников образовательного процесса так и остаются в недрах учебного процесса.


Список литературы

  1. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 – социальная философия. – СПб., 2007.
  2. Георгиади А.А. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа-образовательных технологий: автореф. … канд. педагог. наук: 13.00.08- теория и методика профессионального образования – Ялта, 2014. - 23 с.
  3. Груцо Е.И. Медиаобразование как фактор развития личности в условиях перехода к информационному обществу [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции «Слово, личность, общество». Режим доступа:http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2009/153-smi-mediakultura/7303-mediaobrazovanie-kak-fakt.html
  4. Змановская, Н.В. Формирование медиа-образованности будущих учителей: автореф. … канд. педагог. наук: 13. 00. 01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. – Красноярск, 2004. - 28 с.
  5. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. ‒ М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
  6. Кузнецова Е. И. Медиальность и медиакультура как факторы динамики социальной среды: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 – социальная философия. – Нижний Новгород, 2010.
  7. Левицкая, А.А. Медиакомпетентность и аналитическое мышление аудитории: социологические опросы последних лет // Медиаобразование: российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. – М., 2015, № 1.– С.30-42