Евразийский
научный
журнал

Роль третейского разбирательства в разрешении юридических конфликтов.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бурмистров Андрей Александрович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2015»  (май 2015)
Количество просмотров статьи: 914
Показать PDF версию Роль третейского разбирательства в разрешении юридических конфликтов.

Бурмистров Андрей Александрович
студент юридического факультета Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
burmistrovandreyy@lenta.ru

АННОТАЦИЯ В статье предпринята попытка дать оценку третейскому разбирательству как способу разрешения юридических конфликтов, проанализировать его законодательную основу.

ABSTRACTThe article attempts to assess arbitration as a way to resolve legal conflicts, to analyze its legal basis.

Ключевые слова: юридический конфликт, альтернативное разрешение юридических конфликтов, третейское разбирательство.

Keywords: legal conflict, alternative resolution of legal conflicts, arbitration.

Разрешение юридических конфликтов-один из актуальнейших вопросов как юридической науки, так и практической деятельности. Традиционно доминирующую роль в этом вопросе играет государство в лице своих органов, в первую очередь суда, основной целью которого как раз и является разрешение юридических конфликтов. Но стоит сказать, что не всегда суд или другие органы публичной власти являются оптимальным субъектом для разрешения юридических конфликтов, тогда конфликтующие стороны прибегают к альтернативному разрешению конфликтов. Оно рассматривается как альтернатива государственному правосудию и поэтому называется альтернативными [2, с. 181].

Негосударственное (альтернативное) урегулирование (разрешение) конфликтов – это разрешение разногласий и противоборств с помощью альтернативных (негосударственных) форм [3, с. 63]. Самым распространенном видом альтернативного разрешения споров в России является третейское разбирательство[4, с 67]. Третейское разбирательство можно определить как разбирательство дела, обстоятельства которого вызвали юридический конфликт, в третейском суде. Третейские суды могут быть как постоянно действующими, так и создаваться для конкретного спора.

В 90-е годы происходил бурный рост количества третейских судов – они возникали, как правило на торговых биржах и специализировались на биржевых спорах Принятие 24 июня 1992 г. Временного положения о разрешении экономических споров третейским судом явилось важным шагом в развитии третейского разбирательства: была заложена нормативная основа для его регулирования, появился фундамент для дальнейшего его развития. Со временем стало появляться большое количество третейских судов общей компетенции, входили они в состав торгово-промышленных палат или создавались при юридических фирмах.

Объединения предпринимателей создавали третейские суды не столь часто, как можно было бы ожидать, принимая во внимание специфику этого вида АРС, но это, вероятно, объясняется тем, что как минимум до середины 1990-х гг. в России еще не было сформировавшегося частного предпринимательства, которое нуждалось бы в специальном институте по разрешению споров, предприниматели предпочитали решать свои кофликты в государственных судах.

Нормативно урегулированная простота создания третейского суда, равно как и очевидные преимущества такого способа разрешения экономических споров, приводила к возникновению большого числа третейских судов. Однако большинство третейских судов или вообще не начали работать, или фактически перестали существовать, рассмотрев несколько дел, переданных в суд своими же учредителями. Это обстоятельство и было причиной сокращения количества третейских судов, так как порой пристрастное разбирательство дела значительно подрывало доверие потенциальных клиентов.

Современной нормативной базой для создания и деятельности третейских судов является Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», принятый в 2002 г. С принятием указанного закона стало возможным передавать на рассмотрение третейских судов любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений, если это не идет вразрез с законом. Можно говорить, что третейское разбирательство получило оптимальное правовое регулирование.

Таким образом третейское разбирательство состоялось как основной альтернативный cпособ разрешения юридических конфликтов в РФ и будет играть значительную роль для развития в России нормальной рыночной экономики и гражданского общества.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24. 07. 2002. № 102 - ФЗ (ред. от 21 11. 2011 г.) «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 3. Ст. 3019.
  2. Брыжинский А. А., Худойкина Т. В. Общие задачи совершенствования негосударственного урегулирования конфликтов в Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. – 2006. - № 1. – С. 181 – 186.
  3. Худойкина Т. В., Левин В. Ф., Брыжинский А.А. Теоретико-правовой анализ, история, современное состояние и перспективы развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в России. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2005. – 192 с.
  4. Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в регионах Российской Федерации // Регионология. – 2005. – № 4. – С. 61 – 70.