Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
В статье рассматриваются вопросы противодействия регистрации фирм-однодневок, анализируются факторы, которые способствуют созданию фирм-однодневок, предлагаются меры по совершенствованию законодательства и практики государственных органов в целях борьбы с фирмами-однодневками.
Ключевые слова: фирма-однодневка, регистрация юридических лиц, преступления, связанные с использованием фирм-однодневок, защита персональных данных.
Позиционируя себя как правовое государство в соответствии с положениями Конституции РФ, Российская Федерация принимает на себя соответствующие обязательства по защите прав в сфере экономической деятельности и предпринимательских отношений, защите ее субъектов от попыток вторжения в область их интересов и возникновению различного рода проблем в связи с наличием определенных пробелов в действующем законодательстве, выявляемых при рассмотрении гражданско-правовых аспектов противодействия созданию фиктивных юридических лиц, подрывающих состояние экономики государства, в том числе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Не имея многовековой истории строительства корпоративных отношений, отечественный правопорядок столкнулся с созданием недобросовестными участниками оборота в целях получения необоснованной налоговой выгоды, различных коррупционных схем, используя так называемые фирмы-«однодневки». При отсутствии надлежащего гражданско-правового механизма противодействия такому явлению, как фирмы-«однодневки», оно существенно активизировалось, став определенной угрозой национальной экономике.
Фирмы-однодневки (подставные, фиктивные фирмы и т.п.) используются для совершения целого ряда противоправных действий, связанных с движением безналичных денежных средств и их обналичиванием: различных форм хищений, уклонения от уплаты налогов, взяточничества, легализации преступных доходов, неправомерного участия в предпринимательской деятельности, фиктивного банкротства и т.д.
Кроме того, деятельность фирм-однодневок направлена на незаконное освоение бюджетных расходов, имущественных и финансовых активов компаний, в том числе с государственным участием, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, оборонного, строительного комплексов.
Например, хищение бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере совершается посредством сложных схем с использованием фирм-однодневок. Бюджетные деньги переводятся на счета фирм-однодневок на основании фиктивных договоров, в том числе путем предоставления аффилированным лицам займов на длительный срок и под низкий процент, приобретения у них необеспеченных векселей или иных ценных бумаг. Со счетов фирм-однодневок по фиктивным контрактам денежные средства переводятся из России на банковские счета фирм, зарегистрированных за рубежом, в том числе в оффшорных зонах [1, с. 41].
В большинстве своем учредительные документы фирм-однодневок оформляются по поддельным или утерянным паспортам, подставные лица или сотрудники юридических консультаций выступают учредителями, номинальными директорами регистрируемых фирм. Уставный капитал фирмы-однодневки формируется в минимальных размерах, перечень видов деятельности в учредительных документах составляется формально, без указания основного вида деятельности. Производственная или торговая деятельность фирмами-однодневками обычно не осуществляется. Для создания видимости хозяйственной деятельности подставные фирмы обслуживаются аудиторскими организациями, которые ведут их документацию, составляют фиктивные бухгалтерские документы. Платежные документы передаются номинальным директорам, которые их подписывают, не вникая в деятельность организации. На документах проставляется печать подставной фирмы, которая также хранится у аудитора, обеспечивающего доставку документации в банк. Нотариусы заверяют фальсифицированные доверенности, подписи подставных лиц. Удостоверение таких документов зачастую не фиксируется в нотариальном реестре.
Для указания юридического адреса используются фиктивные договоры аренды, совместной деятельности, предоставления помещения. Сотрудники таких фирм, как правило, набираются только для создания видимости работы. Зарегистрированная подставная фирма заключает различные договоры банковского счета в одном или в нескольких банках. Ежедневный оборот таких фирм может достигать 1 млрд. руб. В одной из нелегальных схем использовалось более 300 фирм-однодневок, которые за год переводили и обналичивали до 100 млрд. руб. своих заказчиков, получив доход более 157 млн. [1]
Таким образом, созданию фирм-однодневок способствует несовершенство законодательства о регистрации юридических лиц, коррупционные проявления, слабая защита персональных данных, отсутствие единых баз данных государственных органов.
В п. 2.1 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года) указано, что действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве. В этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с созданием фирм-однодневок для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложением на них ответственности по обязательствам, уклонением от уплаты налогов и т.п. Действующее законодательство не устанавливает принципа достоверности данных государственного реестра юридических лиц. В настоящее время регистрирующий орган не обладает полномочиями по проведению содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству), что снижает эффективность противодействия регистрации фирм-однодневок.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает необходимость представления в регистрирующий орган документов, которые подтверждают местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах. Отсутствие такого требования позволяет учредителям указывать любое местонахождение, что приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в необходимых случаях. Фирмы, которые специализируются на регистрации юридических лиц, фактически осуществляют торговлю юридическими адресами. Это ведет к ситуациям, когда в одном помещении регистрируются десятки фирм. 66,4% опрошенных прокурорских работников также рассматривают несовершенство законодательства о регистрации юридических лиц в качестве фактора, способствующего регистрации фирм-однодневок [1, с. 43].
Федеральная налоговая служба принимает меры, направленные на предупреждение регистрации фирм-однодневок. Регистрирующий орган требует предоставления заявителем документов, которые подтверждают право на занятие помещения, указанное в качестве юридического адреса. Также производит проверку сведений, которые содержатся в документах, представляемых регистрируемой фирмой для государственной регистрации. Однако данная деятельность не регламентирована в законодательстве, что ведет к возможности оспаривания требований.
Регистрации фирм-однодневок способствуют коррупционные проявления, связанные с получением взяток за нарушение процедуры регистрации. По данным экспертов Левада-центра, число россиян, которым приходилось давать взятки за регистрацию фирмы, оформление разрешений на деятельность, за последние пять лет существенно выросло (с 19,2% до 92,3% от общего числа опрошенных) [5, с. 58]. Задача противодействия фирмам-однодневкам закреплена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, где указано, что важными факторами стимулирования конкуренции является снятие барьеров для выхода на рынок – упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность регистрации предприятия через сеть Интернет, при исключении возможности создания фирм-однодневок.
Профилактика регистрации фирм-однодневок должна включать комплекс правовых и организационных мер, направленных на предупреждение регистрации фирм на подставных лиц, использование утерянных или похищенных документов. Представляется необходимым внесение изменений в федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части предоставления регистрирующему органу полномочий по проведению более детальной проверки достоверности представляемых для регистрации сведений, при этом обязать учредителей лично являться в регистрирующий орган и давать подписку о законности намерений.
Для облегчения составления учредительных документов и их проверки возможно предусмотреть регистрацию устава на основе одного из утвержденных типовых уставов наиболее распространенных видов юридических лиц, внесение в устав изменений из набора возможных наиболее типичных изменений указанного устава либо по выбору учредителей регистрацию оригинальных документов. Возможно также увеличить размер уставного капитала, необходимого для регистрации организации, при этом установив порядок контроля внесения уставного капитала, ответственность за неисполнение требований закона о его формировании.
До настоящего времени не выработано эффективных мер борьбы с фирмами-однодневками и «мертвыми» юридическими лицами: государство и участники гражданского оборота продолжают страдать от недобросовестных действий при внесении недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. В связи с этим 2 октября 2014 года в Государственную Думу был внесен законопроект №613254-6, который, по мнению его авторов, позволит обеспечить достоверность сведений в ЕГРЮЛ.
Большая часть поправок коснется федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одновременно предлагается внести изменения в КоАП РФ и УК РФ.
В случае одобрения законопроекта у государства и добросовестных участников гражданского оборота появятся новые механизмы борьбы с фирмами-однодневками. Так, у регистрирующего органа будет возможность вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений в отношении юридических лиц.
Такая запись может быть внесена либо на основании подтвержденной информации о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, либо на основании письменного заявления физического лица в регистрирующий орган о недостоверности данных о нем как об учредителе или о руководителе. В случае обнаружения налоговым органом недостоверных сведений в ЕГРЮЛ он в течение пяти дней обязан уведомить об этом как само юридическое лицо, так и его учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать без доверенности. В течение 30 дней с момента направления такого уведомления юридическое лицо обязано либо подтвердить достоверность имеющихся в ЕГРЮЛ данных, либо представить достоверную информацию в налоговый орган.
Безусловно, подобное нововведение позволит участникам гражданского оборота получать реальную информацию о своих контрагентах. Вместе с тем механизм реализации данной нормы вызывает больше вопросов, чем ответов. Каким образом будет осуществляться проверка достоверности сведений, пока неясно даже для разработчиков законопроекта. В этом вопросе они делают отсылку к акту Правительства РФ.
Нельзя не отметить, что подобные изменения могут негативно отразиться и на добросовестных компаниях, которые не смогут по независящим от себя обстоятельствам получить такие уведомления и/или своевременно представить в регистрирующий орган необходимую информацию. Кроме того, у налоговых органов появится возможность признавать недостоверными сведения по формальным основаниям, например в отношении компаний, своевременно не исправивших явные технические ошибки в адресе, и т.п. В результате множество фирм может быть занесено в разряд недостоверных, что отрицательным образом скажется на их деловой репутации, вызовет новые судебные споры [4, с. 2].
Кардинальным образом пересмотрена процедура изменения адреса юридического лица. Авторы законопроекта предлагают установить запрет на быстрое изменение компанией своего юридического адреса, для чего вводят обязанность компании в течение трех рабочих дней с даты принятия решения сначала уведомить регистрирующий орган о том, что лицо находится в процессе изменения адреса. Затем указанные сведения подлежат включению в ЕГРЮЛ. И только по истечении 20 дней с указанной даты компания вправе представить документы для государственной регистрации изменения адреса.
Тем самым любое лицо сможет своевременно узнать о намерении своего контрагента изменить юридический адрес. Насколько эта норма поможет бизнесу в борьбе с недобросовестными контрагентами, сейчас сказать сложно.
Кроме того, юридическое лицо должно будет представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие права пользования недвижимостью по новому адресу. Данная норма, полагаем, не страхует от недобросовестных юридических лиц. Так, в настоящее время распространена ситуация, когда юридические адреса и почтовое обслуживание предоставляются за плату и заявитель без проблем может представить все документы в регистрирующий орган, однако компания по понятным причинам не будет реально там находиться.
Предложенные поправки не коснутся случаев, когда юридический адрес меняется на адрес, являющийся местом жительства директора или учредителя юридического лица. Также предлагается ввести запрет на представление в налоговый орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторов, вступления в законную силу решения суда (в случае предъявления к ликвидируемому лицу иска и принятия его судом), окончания налоговой проверки и вручения по ней итогового документа. Поправки позволят бороться со случаями, когда недобросовестные компании скрывают реальные данные о своих кредиторах и проводят процедуру ликвидации, несмотря на наличие судебных споров, при этом зная о существующей задолженности [4, с. 2].
Важным нововведением является трехлетний запрет на регистрацию компаний в случае, если учредителем или лицом, имеющим право действовать без доверенности, выступает физическое лицо, компания которого была исключена из реестра как недействующая и имела долг перед бюджетом, либо в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности указанных по ней сведений. Данное положение применяется лишь к тем лицам, которые владели более 50% долей в уставном капитале ООО (акционерные общества остались не затронуты) или являлись лицом, имеющим право действовать без доверенности.
Для обеспечения достоверности сведений предлагается ввести уголовную ответственность для лиц, виновных в предоставлении в регистрирующий орган заведомо ложных сведений (новая ч. 1.1 ст. 170.1 УК РФ). Однако Верховный Суд российской Федерации не поддержал идею криминализировать действия вне зависимости от цели. В случае принятия поправок виновным грозит наказание в виде штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или лишение свободы до полутора лет.
Одновременно предлагается внести поправки в ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, касающиеся фирм-однодневок, и уточнить определение «подставные лица». К ним дополнительно отнесены те лица, чьи данные были использованы без их ведома или кто реально не участвует в деятельности компании. Предлагаемые поправки должны позволить привлекать к уголовной ответственности лиц, предоставляющих за плату согласие на регистрацию юридических лиц на их имя. Однако новое определение требует большей ясности [4, с. 2].
Изменения в КоАП РФ предполагают, что к должностным лицам будут отнесены учредители юридического лица, являющиеся заявителями при регистрации, а срок давности за правонарушения в сфере государственной регистрации необходимо увеличить до одного года.
В целом представленный законопроект должен помочь в борьбе с внесением недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, хотя многие его положения требуют проверки временем.
Список литературы: