Евразийский
научный
журнал

Повышение доходов населения: полномочия власти и противодействия бизнеса

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шилкова Анастасия Игоревна
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 678
Показать PDF версию Повышение доходов населения: полномочия власти и противодействия бизнеса

Шилкова А.И. Руководитель кандидат экономических наук Кузьменко М.Д.

Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса (ВГУЭС)

Стремление сделать свою жизнь не зависимой и обеспеченной привела к развитию малого и среднего бизнеса. Вместе с этим появилась необходимость и становления новых взаимоотношений бизнеса с властью.

Бизнес затрагивает социальную, политическую и экономическую сферы общества; внедряет инновации, преображает и модернизирует наши привычные устои жизни. Тем самым обеспечивая стабильную финансовую поддержку обществу, являясь экономически значимым составляющим для развития общества в целом.

Бизнес обеспечивает условия для стабильного роста экономики, повышает благосостояние граждан и создает новые рабочие места. Тем самым оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества. Деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Сейчас во взаимоотношениях бизнеса и власти просматривается усиление роли политических факторов, а роль государства в деятельности бизнеса становится доминирующим.

Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов. И прежде всего – экономических. Именно поэтому предприниматели заинтересованы в развитии собственного бизнеса, развиваясь сами – они расширяют и возможности общества. Региональные и муниципальные бюджеты стабильно пополняют налоги бизнес структур. Но со стороны власти появилась динамика не только поддержки бизнеса, но и его нагнетание. Коррупция в России набирает такие же стремительные обороты, что и бизнес. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса[1].

В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля за доходами и расходами госслужащих. В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону лица с активной гражданской позицией и предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров.

Принимаемые меры по борьбе с коррупцией приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается. Но до конца искоренить коррупцию чиновников не удается. Государственные служащие допускают нарушения в деятельности бизнесменов за отдельную плату, и это несказанно подействовало на охрану труда и заработную плату граждан[2].

Следующий решительный шаг в политике по повышению уровня экономической составляющей жизни граждан - легализация занятости населения – одна из основных целей 2015 года.

В частных коммерческих организациях со сравнительно небольшим размахом деятельности платить заработную плату «в конвертах» стало обычным делом. Их цель — экономия на НДФЛ и страховых взносах во внебюджетные фонды, которые исчисляются исходя из вознаграждений по трудовым договорам.

Органы власти утвердили мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости. Созданы рабочие группы, которые курируют муниципальные районы и городские округа. В рабочие группы вошли руководители и специалисты управлений администраций, центра занятости, специалисты по государственному управлению охраной труда, Советы предпринимателей, руководители Пенсионного фонда, представители прокуратуры, межрайонной ИФНС России, учреждений социального страхования. Объединенные действия по вопросам легализации заработной платы позволят более эффективно защищать пенсионные и трудовые права работающих граждан. Деятельность рабочей группы направлена на обеспечение выработки и реализации комплексных мер, направленных на легализацию неформальной занятости[3].

Среди первоочередных задач данного направления стоит выявление состояния экономической сферы деятельности, а конкретно: бизнес структур, предпринимательства, фермерства. Для них характерна неформальная занятость населения, уклонение от уплаты налогов и сборов во все уровни бюджетов. Созданные рабочие группы государственного муниципального управления проводят мониторинг уровня заработной платы, выплачиваемой работодателями. Выявляют субъекты, выплачивающие зарплату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. С работодателями, не заключающими трудовые договоры с наемными работниками вплотную работает прокуратура, главы районов, пенсионный фонд. Организована работа по устранению нарушений трудового законодательства.

Отдаленная местность, отсутствие контроля со стороны властей приводит к тому, что уровень заработной платы не трудоустроенных граждан не только не повышается, но и понижается.

Таким образом, бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством социальную опору населению. Меры, принятые в настоящее время государством, посодействуют успеху и стабильному росту заработной платы граждан.

Бизнесменам в этом плане значительно сложнее. Сокращение штата сотрудников непременно скажется на качестве выпускаемой продукции или оказание услуг.

В сложившейся ситуации представители бизнес структур нашли выход в сокращении расходов налогообложения. Сократив значительный процент вклада в государственную казну, они могут еще сохранить свой бизнес и рабочие места. Это сказывается на социальной защищенности населения и, соответственно, приводит к нарушению трудового законодательства и пенсионного обеспечения.

Повышение уровня жизни населения – одна из важнейших задач современного этапа развития экономики России.

Государственное регулирование в повышении уровня заработной платы в сфере бизнеса возможно только с привлечением предпринимателей к активному участию в развитии общества.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является увеличение фонда оплаты труда.

Уровень заработной платы в России является самым низким по сравнению с экономически развитыми государствами мира.

Обесценивание труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный им труд и негативно влияет на качество и производительность общественного труда.

Низкая заработная плата воспроизводит не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

Основой управления любой экономической системой должно быть управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.

Заработная плата – это основной фактор, влияющий на производительность труда. Повышается заработная плата – повышается и производительность. Одна из причин оттока квалифицированных кадров с предприятия/организации той или иной сферы деятельности – снижение уровня качества жизни работников, как результат заниженной заработной платы[4].

Органы власти со своей стороны стимулируют работодателей к созданию новых рабочих мест. Для этого применяются:

  • компенсация затрат работодателей по созданию рабочих мест;
  • льготный режим налогообложения;
  • льготные ставки на оплату коммунальных услуг[5];
  • проводятся ярмарки вакансий, общественные работы.

Выполняя функцию защиты интересов работников, государство, прежде всего, устанавливает государственные гарантии по оплате труда работников.

Заработная плата, как основная база доходов населения, оказывает основное влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен.

Функция оплаты труда имеет два направления. Во-первых, это поддержание рабочей силы, улучшение условий жизни работника. Заработная плата позволяет человеку обеспечивать себя и свою семью необходимыми для нормального существования вещами – пища, жилье, одежда, предметы первой необходимости. Это возможность реально отдохнуть от работы, чтобы восстановить свой организм. А во-вторых, это мотивация труда – стимулирование работника к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Через заработную плату работник оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой, но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.

Политика в сфере доходов населения реализуется в процессе деятельности государственных и общественных региональных институтов, связанной с отношениями между социальными группами и индивидами по поводу условий формирования и распределения доходов, цель которой состоит в обеспечение динамичного развития региона путем создания его населению условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью.

В свете выше сказанного, повышение уровня доходов и заработной платы в бизнес сфере идет путем повышения материальной заинтересованности. Это сказывается на качестве и количестве выполняемых работ. Заработная плата - это расходы предприятия/организации, которые должны распределяться экономично (со стороны руководства), но в то же время оптимально поощрять труд сотрудников[6].

Государственные органы не вправе заставить работодателя повысить уровень заработной платы на его производстве, но в их компетенции защищать права граждан по охране труда и соблюдении трудового законодательства.

Органы местного самоуправления вправе контролировать только минимальный размер оплаты труда, все, что свыше – определяет работодатель, и на его решение не вправе повлиять даже органы власти.

Для достижения поставленной цели и обеспечения результатов её реализации, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего предпринимательства района, необходимо решение следующих задач:

  • создание благоприятных условий для дальнейшего развития микропредприятий, малых и средних предприятий;
  • улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;
  • создание условий для роста инвестиционных вложений;
  • развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
  • совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности;
  • содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • развитие деловой активности населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности.

Взятый курс позволит сформировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, создать новые рабочие места, повысить качество сервиса, оказываемого субъектами предпринимательской деятельности населению района, расширить перечень оказываемых услуг.

Список использованных источников:

  1. Коррупция в России // Руксперт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ruxpert.ru/.
  2. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд»
  3. Мозерова Е.Ю. Легализация занятости населения // Е.Ю. Мозерова Чугуевская общественно-политическая газета «Наше время» № 16 от 3 марта 2015. – с. 3
  4. Неформальная занятость // Официальный сайт города Владивосток [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.vlc.ru/life_city/labor_and_employment/neformalnaya-zanyatost/.
  5. Экономическая библиотека [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://economy-lib.com/regionalnaya-politika-formirovaniya-i-regulirovaniya-dohodov-naseleniya#ixzz3b9gWgWxh/.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская Федерация. Законы. – М.: Издательство «Омега», 2013. – 200 с.