Евразийский
научный
журнал

Сущность и существование человека. Быть или казаться.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мамаева Елена Сергеевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «»  ()
Количество просмотров статьи: 632
Показать PDF версию Сущность и существование человека. Быть или казаться.

УДК 159.9

Мамаева Елена Сергеевна, студентка кафедры психологии

Биткеев Мингиян Петрович, кандидат философских наук, доцент

Калмыцкий государственный университет

Аннотация: В статье рассматриваются особенности решения проблемы сущности и существования человека в экзистенциальной, трансперсональной психологии, логотерапии и психоанализе.

Ключевые слова: сущность, существование, сознательное, бессознательное, личность, индивидуальность, подлинное бытие, неподлинное бытие.

Essence and existence of man. To be or appear.

Mamaeva Elens Sergeevna, student of the Department Psychology

Bitkeev Mingiyan Petrovich, PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology

Kalmyk State University

Keywords: essence, existence, conscious, unconscious, personality, individuality, authentic being, inauthentic existence.

Abstracts

The article discusses the features of solving the problem of essence and existence of man. The article discusses the features of the nature and solution of the problem of human existence in existential, transpersonal psychology, logotherapy and psychoanalysis.

Вопросы о сущности и существовании (экзистенции) достались психологии в наследство от философии. Французские экзистенциалисты, в частности Жан-Поль Сартр, утверждали, что человек прежде обладает существованием, а вот сущность должен обрести. С этим понятием перекликается высказывание А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»[1, с.9].

Личность связана с обретением моральных, социальных ценностей и особенно с умением рефлектировать по поводу своих мотиваций, поступков. Согласно Эрику Берну, сознание формируется в процессе борьбы с бессознательным (а не только в диалоге с ним). Оно отбирает часть энергии у бессознательного на поддержание личностных принципов, ценностей и т.д. Фрейд считал, что с одной стороны сознание является продолжением бессознательного, а с другой и его отрицанием. [2]

С точки зрения логотерапии Виктора Франкла мы должны осознанно найти подлинный смысл, а не суррогатный для того, чтобы каждый раз обретать себя в непрестанной борьбе множества мотивов исходящих из разных областей бессознательного, да и самого сознания[3].

В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартра подобная ситуация подробно описывается в случае с главным его героем Рокантеном. На определенном этапе своей жизни он обнаруживает, что ранее приносившее ему удовлетворение и радость, зажигавшее искру жизни, неожиданно начинает восприниматься как лишенное смысла. Рокантен перестал испытывать радость от предвкушений жизненных событий, они прекратились наделяться личностными смыслами. И тогда окружающая действительность предстает как своего рода театр абсурда, который уже не имеет никакого отношения к глубинным личностным структурам души. Согласно мысли Виктора Франкла, человеку сложно прожить с сегодняшнего утра до сегодняшнего вечера, если он утрачивает смысл жизни, пусть даже иллюзорный и бессознательный. Последний момент хорошо отражен в сцене, когда Рокантен в кафе услышал колоритный голос певицы. Ее пение наполнило его целостным переживанием, соединив в нем, вероятно, ранее значимые для него эрги и семы. Но когда песня закончилась, он с сожалением осознал, что это была лишь временная иллюзия, пусть даже и прекрасная. Рокантен обречен на поиски своей сущности, возврат к фреймам повседневности для него уже не является решением проблемы. Он это осознал, когда помог женщине, которую бросил муж-алкоголик. И хотя ее жизнь была тяжелой, все же она находила в ней себя в определенных ролях и ситуациях. Символична сцена, когда Рокантен берет ее за руку и выводит с темных окраин Парижа на освещенные улицы, где течет привычная и знакомая жизнь. [4]

Действительно для кого-то находиться в повседневном круговороте, выполняя план, соответствующий каждому возрастному периоду, значит иметь смысл жизни. Это наследие традиционных обществ. В современном мире, более противоречивом и смысложизненном плане не столь очевиден вопрос об обретении себя, своей сущности в ежемоментном существовании становится очень актуальным. А отсюда обращение к логотерапии, экзистенциальной и трансперсональной психологии.

Экзистенциональные психологи ставят вопрос о подлинном (Da Sein) и неподлинном (Das Man) бытии[5]. К ним очень близок по своим фундаментальным идеям Эрих Фромм. Для него «быть» - это воспринимать жизнь во всех ее противоречиях, встречать ее лицом к лицу. А «иметь» и «казаться» означает сугубо приспособительную функцию. В этом случае человек может даже добиться каких-то земных благ, но совершенно не развиться как подлинная личность. В восточных, в частности буддийских традициях, которыми интересовался Эрих Фромм, «быть» означает практику преобразования сознания, духовный путь. [6]

На сегодняшний день психология вбирает в себя подходы и идеи из разных областей, в частности из философии восточных учений. И, вероятно, ответы на эти вопросы будут в процессе развития общества и личности ставиться по-новому, а соответственно подходы, концепции на стыке наук и жизни будут обновляться, обогащаться, но духовные установки должны быть всегда, и при этом их понимание должно конкретизироваться и углубляться. Человек это целостное существо, его нельзя свести только к одному фрагменту, поэтому все «этажи», включая и высшие интегрированные, будут гармонично взаимодействовать между собой и трансформироваться.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
  2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - psylib.ukrweb.net/books/berne01/index.htm
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - http://www.marsexx.ru/psychology/frankl-chelovek_v_poiskah_smisla.html#294
  4. Сартр Ж-П. Тошнота. - http://ihavebook.org/reader/reader.php?book=1148>http://ihavebook.org/reader/reader.php?book=1148">http://ihavebook.org/reader/reader.php?book=1148
  5. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. - http://yanko.lib.ru/books/philosoph/herrmann-ponyatie_phenom_u_hayd_i_guss-8l.pdf
  6. Фромм Э. Иметь или быть. - http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt_with-big-pictures.html>http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt_with-big-pictures.html