Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Невербальное общение и обучение иностранным языкам

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Попкова Екатерина
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1646
Показать PDF версию Невербальное общение и обучение иностранным языкам

Е. И. Попкова

Невербальное общение, или язык жестов, — это способ общения, при котором речь не является основным источником информации. Невербальное общение играет огромную роль при взаимодействии людей. Как известно, передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств на 55% [1, с. 5].

Правильная интерпретация невербальных сигналов во многом определяет эффективность общения не только в повседневной жизни, но и при изучении различных учебных дисциплин, в том числе иностранных языков. Использование невербальных средств (пластика, жесты, мимика, взгляд, дистанция) дополняет процесс речевой коммуникации, делая его более открытым, помогая наладить контакт между учителем и учеником, создать психологически комфортную атмосферу.

Отметим, что коммуникативный процесс не будет являться полным, если отвлечься от невербальных средств, а если преподаватель владеет невербальными средствами общения, то может использовать их для регуляции и оценки работы учащихся и тем самым устанавливать и поддерживать контакт с учащимися, создавать положительный тонус общения, влиять на речевую активность учащихся и тем самым способствовать запоминанию речевого материала ими.

Практика показывает, что профессионализм учителя определяется не только владением теоретическим материалом, но и умением наладить взаимодействие с аудиторией. Визуальный контакт, контролируемая мимика, правильно подобранная интонация помогут найти общий язык с учениками. В то время как закрытая поза, саркастическая улыбка, недовольное выражение лица и т. п. могут привести к серьезным проблемам в общении, что негативно скажется и на эффективности обучения.

В системе профессионального общения взаимодействие речи и невербальных движений способствует непрерывности педагогического общения при общем многообразии его средств, что значительно обогащает приемы педагогического воздействия. Педагог общается с учащимися речевыми средствами, невербальные служат коммуникативными подставками, эмоциональными и модальными указателями, а в ряде случаев — средствами самовыявления, соответствующими или противоречащими сказанному [2, с. 200].

Невербальная сторона коммуникации играет большую роль в образовательном процессе. Учитель должен не только толковать невербальное поведение своих учеников, правильно интерпретируя поступающие сигналы, но и контролировать собственный невербальный компонент общения, умело используя подходящие паралингвистические средства, тем самым способствуя реализации поставленных задач и оптимизируя учебную деятельность.

Литература

  1. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А Пиз. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 107 с.
  2. Лебедева, Н.Г. Возможности использования невербальных средств в процессе обучения студентов иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Липецкий государственный педагогический университет — Липецк, 2003. — 206 с.