Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Прохоренко Галина Александровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3275
Показать PDF версию Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Прохоренко Галина Александровна
Магистрант
ФГКОУВО Академия Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
E-mail: galinaprokh@gmail.com

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Определены предмет, цели, задачи, объекты прокурорского надзора за исполнением федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ. Обозначена роль прокуратуры в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова и фразы — прокурорский надзор, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, субъекты профилактики

Безнадзорность и беспризорность детей, рост семейного неблагополучия, увеличение количества фактов применения насилия над детьми в семье продолжают оставаться наиболее тревожными явлениями современной жизни.

В целях защиты прав несовершеннолетних государство создает многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Значительная часть этих инструментов, предоставлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Прокуратуре как надзорному органу принадлежит особая роль в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Необходимость осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона № 120-ФЗ подчеркнута и ведомственными актами. Так, согласно п. 10 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» органам прокуратуры необходимо регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов.

Следовательно, предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является исполнение органами и учреждениями системы профилактики, должностными лицами положений Федерального закона N 120-ФЗ по вопросам профилактики, выявления, учета, устройства, предоставления гарантий и преимуществ безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся как в семьях, так и в учреждениях интернатного типа всех видов.

Исходя из предмета можно выделить следующие задачи надзора за ис­полнением законов о несовершеннолетних в сфере профилактики: обеспечение законности в деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями несовершеннолетних.

Цель данного надзора вытекает из ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» — обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, и защита из прав во всех сферах жизни общества и государства.

Надзор за исполнением Закона № 120-ФЗ оказывает существенное влияние как на состояние всей предупредительной работы в районе, регионе, так и ее отдельных направлениях, к примеру, на состояние индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершившими административные правонарушения, помещенными в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа системы образования, с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и др.

Это обусловлено тем, что система профилактики охватывает деятельность многих органов и учреждений различных сфер жизнедеятельности, которые наделены определенными профилактическими функциями.

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со ст.4 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ являются:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; служба участковых уполномоченных и др.);

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

организации, осуществляющие образовательную деятельность;

специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

органы опеки и попечительства;

органы управления здравоохранением;

медицинские организации;

органы управления социальной защитой населения;

органы службы занятости;

органы по делам молодежи;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции);

Значимость надзора за исполнением указанного Закона для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется также и тем, что сферой его влияния охватываются фактически все направления предупреждения преступности несовершеннолетних: предупреждение семейного неблагополучия, пьянства, потребления наркотических средств и психотропных веществ, иных антиобщественных действий, психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклонениями в поведении, социальная реабилитация; профилактика правонарушений по месту жительства, учебы, работы несовершеннолетних, в сфере досуга.

В своей деятельности прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых структур.

Осуществляя надзор за исполнением Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору необходимо обращаться ко всем отраслям прокурорской деятельности.

При определении основных направлений прокурорского надзора за исполнением Закона № 120-ФЗ нужно исходить из содержания понятийного аппарата и основных положений этого Закона, а также Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов Генерального прокурора РФ от 07.12. 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и состояния законности на поднадзорной территории .

В качестве критерия определения основных направлений заложены положения общепризнанных норм международного права и российского законодательства о приоритете интересов и благополучии детей во всех сферах жизни общества и государства, а также о роли и месте конкретных органов и учреждений (организаций) в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В концептуальном плане в приказе Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 (п. 3, 3.5, 10–10.3, 11.1, 13) они обозначены в качестве составной части приоритетных направлений надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в целом.

Основные (приоритетные) направления надзора за исполнением Закона № 120-ФЗ в различных регионах, городах, районах могут быть разные. Однако есть сквозные направления надзора, которые актуальны для всех административных территорий (регионов, городов, районов). К ним относятся:

1) надзор за исполнением законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

2) надзор за исполнением закона о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ;

3) надзор за законностью доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел, административного задержания, привлечения к административной ответственности, а также их родителей или законных представителей;

4) надзор за исполнением законодательства, направленного на профилактику пьянства, наркомании, токсикомании, вовлечение несовершеннолетних в совершение иных антиобщественных действий;

5) надзор за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в сфере досуга.

Мерами прокурорского реагирования необходимо добиваться комплексного подхода, координации и взаимодействия в деятельности органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения и социальной защиты по выявлению детей, подвергающихся жесткому обращению, различным формам посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность со стороны взрослых лиц.

Следует постоянно анализировать состояние преступности несовершеннолетних, выявлять причины роста основных ее показателей, умело взаимодействовать с правоохранительными и другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Прокуроры не вправе отставать от развития событий, необходимо своевременно определять наличие негативных тенденций, анализировать состояние законности в сфере защиты прав детей и подростков, пресечения и предупреждения их безнадзорности и правонарушений, проводить соответствующие проверки, не дожидаясь заданий и поручений прокуратуры области.

Список источников

  1. Величко О. И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: пособие. М., 2011. 152 с.
  2. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2013. 1159 с.
  3. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / [Н. П. Дудин, Т. А. Васильева, О. Б. Качанова, Н. Я. Ларина, О. В. Пристанская, О. В. Сальникова, Е. Б. Серова, А. Е. Скачкова, Н. В. Шаврова] ; рук. авт. кол. Н. П. Дудин. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2009. 636 с.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. № 188 // Законность. 2008. № 2. Ст. 7. 9.
  6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗРФ. 1999. № 26. Ст. 3177.