Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Некоторые аспекты обучения английскому ритму

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Окунева Екатерина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №12 2020»  (декабрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 801
Показать PDF версию Некоторые аспекты обучения английскому ритму

Окунева Екатерина Анатольевна,
ГГУ им. Ф. Скорины,
Беларусь, г. Гомель
E-mail: katriona.p@gmail.com

В условиях прогрессирующего интереса к изучению английского языка как инструмента коммуникации во всех сферах от научной до социально-бытовой, в настоящее время всё большее внимание уделяется овладению языка не только на лексическом и грамматическом уровне, но и на просодическом. Стремление избавиться от акцента родного языка ведёт к переоценке роли интонации как одного из ключевых элементов успешного коммуникативного акта. Таким образом, обучение ритмической организации речи становится неотъемлемым компонентом обучения просодии.

Как известно, каждый язык обладает своей мелодикой, своей ритмической структурой. Целью учителя является помочь учащемуся перестроиться с ритма родного языка на ритм изучаемого языка. Для достижения положительных результатов необходимо учитывать не только особенности английской просодии, но и артикуляционную базу языка, в частности наличие оппозиции по долготе/краткости гласных. Освоение произносительных норм на материале отдельных слов — первый подготовительный этап, без которого нельзя добиться безакцентного произношения.

Постепенное движение от обучения сегментной фонетике к супрасегментной — вектор в обучении просодии английского языка в большинстве современных пособий. Таким образом, программа построена от звука к слогу, слову, и затем фразе. Словесное ударение — ещё один аспект, который представляет потенциальную трудность при освоении ритма английской речи. Тенденция к чередованию ударных и безударных слогов в полной мере отражается в словах с двумя ударениями. Имитационные упражнения, иллюстрирующие эту особенность на примере многосложных, составных слов с разной акцентной структурой, составляют осноуа при обучении ритму.

Также стоит подчеркнуть особую взаимосвязь английского ритма с фразовым ударением. Фразовое ударение во многом обусловлено семантикой слов: значимые, знаменательные части речи (существительные, смысловые глаголы, наречия, прилагательные и т.д.) во фразе преимущественно ударны, в то время как служебные (предлоги, артикли, модальные и вспомогательные глаголы и т.д.) часто односложны, безударны и примыкают к ударным [1]. Следовательно, в любой фразе можно наблюдать так называемые акцентные пики — ударные слоги, произносимые громче, сильнее и дольше, чем безударные. Упражнения на обучение правильной расстановке фразового ударения, на повторение отдельных фраз за носителем языка с тем же темпом, на выделение ударных слов при прослушивании отдельных предложений — всё это помогает в формировании навыка речевого ритма.

Отдельно стоит упомянуть такое свойственное английской речи явление как изохрония. Эта особенность выражается в том, что ударные слоги встречаются через примерно один и тот же период времени. Эта тенденция обусловливает такие важные для английского произношения явления как редукция служебных слов, элизия, языковые сокращения, потеря словесного ударения. Для тренировки изохронии в речи особенно эффективными являются упражнения на расширение ритмических групп внутри фразы за счёт добавления безударных слогов с сохранением периодичности ударных:


При выполнении можно дополнительно простукивать ритм ручкой по столу либо хлопать в ладоши, что придаст наглядности. На этапе совершенствования ритмико-произносительных навыков рекомендуется заучивание английских лимериков и поэзии.

Из всего вышесказанного можно заключить, что при обучении ритму английского языка необходимо учитывать много фонетических факторов. Правильно подобранные имитационные, тренировочные и другие упражнения при многократном повторении помогут вывести красивое произношение из учебных аудиторий в живую речь.

Литература

  1. Карневская, Е. Б. Практическая фонетика английского языка. Для продвинутого курса / Е. Б. Карневская, Е. А. Мисуно, Л. Д. Раковская. — М.: Эксмо, 2017. — 412 с.