Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Наследственные правоотношения в МЧП: проблемы теории и практики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гордова Екатерина Александровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3902
Показать PDF версию Наследственные правоотношения в МЧП: проблемы теории и практики
Гордова Екатерина Александровна Студентка 4 курса СГЮА Россия, г. Саратов E-mail: esaul135@rambler.ru

Наследование – один из важнейших элементов частного права любой страны. И у каждой страны существует свое внутреннее законодательство, регламентирующее наследственные правоотношения, которое зачастую сильно различается. В связи с этим на практике возникает масса проблем в ситуациях, когда в наследственных отношениях «замешан» иностранный элемент.

Одной из таких проблем, возникающих на практике является определение круга законных наследников и очередность их призвания к наследству [1]. Дело в том, что вопрос об определении круга наследников и очередности их призвания к наследованию имеет первоочередное значение среди других элементов отношений по наследованию в международном частном праве.

«Наследование по закону есть наследование без завещания» [1]. Алешина А.В. считает, что «определяя круг лиц, имеющих право в этом случае на получение наследственного имущества, законодательство как бы восполняет отсутствующую волю наследодателя». Поэтому к числу наследников по закону первой очереди относятся самые близкие родственники наследодателя, которым он скорее всего оставил бы имущество в случае, если бы составлял завещание. Но круг наследников по закону и очередность призвания их к наследованию в разных странах неодинаковы [2; С. 31.].

Наследование по закону основано на трех принципах: принцип родства, брака и государ­ственной принадлежности наследодателя [1]. Поэтому категории лиц, которые призываются к наследованию, значительно отлича­ются друг от друга в разных странах. На основе первого принципа призываются родственники на­следодателя, на основе второго - пережив­ший супруг и на основе третьего призыва­ется государство, гражданином которого был наследодатель [3; С. 8.].

При определении статута наследования коллизионная норма может отсылать к праву стра­ны последнего места жительства наследо­дателя, страны местонахождения наслед­ственного имущества, страны гражданства наследодателя.

Категории наследников, призываемых к наследованию по закону, различаются по своему составу и названию (очереди, парантеллы, разряды и т.д.).

Призвание к наследованию по закону в России, во многих стра­нах Европы, а также в странах СНГ осуще­ствляется строго в порядке очередности. Наслед­ники каждой следующей очереди насле­дуют, если отсутствуют наследники предыдущих очередей. Однако следует отметить, что «в Гражданских кодексах Казахстана и Украины закреплена неизве­стная российскому законодательству нор­ма о том, что правила об очередности признания наследников по закону к наследо­ванию и о размере их долей в наследстве могут быть изменены нотариально удосто­веренным соглашением (договором) заин­тересованных наследников, заключенным после открытия наследства» [1].

Таким образом, коллизионные нормы иностранного государства могут не совпадать с аналогичными нормами российского права и в результате на практике возникнут проблемы в распоряжении имуществом наследодателя.

При разрешении коллизий в области на­следования правоприменитель зачастую сталкивается с примене­нием обратной отсылки, вопрос о которой в различных странах решается по-разно­му.

Следует согласиться с мнением В. Л. Толстых, который считает, что «применение обратной отсылки все же оп­равдано с позиций необходимости защиты интересов наследников, выделенных по оте­чественному праву» [4; С. 482-483].

К примеру, по иност­ранному праву лица определенной степени родства с наследодателем (дяди и тети) не имеют права на наследование, а по российскому праву они, как известно, -наследники третьей очереди. На территории иностранного государ­ства умер российский гражданин. Иностранное право делает отсылку к российско­му праву - праву гражданства наследода­теля. Само иностранное право не допуска­ет дядей и тетей к наследованию. Отече­ственный суд должен отказать этим лицам в праве наследования, однако принятие обратной отсылки приведет к другому результату [4; С. 482-483].

Таким образом, судьба имущества наследодателя может решаться совершенно различным образом в зависимости от того, право какой страны будет в итоге применяться.

Список использованной литературы:

  1. Алешина А. В. Определение круга законных наследников и очередность их призвания к наследству в рамках международного частного права // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №19. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kruga-zakonnyh-naslednikov-i-ocherednost-ih-prizvaniya-... (дата обращения: 23.12.2015).

  2. Гущин В. В., Дмитриев Ю. А. Наследственное право и процесс: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Эксмо, 2004.

  3. Кичигин Л. Ф. Международно-правовые аспекты наследственного права ФРГ и практика его применения по делам советских граждан. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. М., 1972.

  4. Толстых В. Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. - СПб. Юриди­ческий центр Пресс, 2004.