Евразийский
научный
журнал

Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Петрова Анастасия Игоревна, Каримов Марат Аглямович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1563
Показать PDF версию Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников

А.И.Петрова
Магистрант кафедры
музыкального образования
и хореографического искусства
БГПУ им.М.Акмуллы
М.А.Каримов
к.п.н., доцент

Аннотация. Статья посвящена важной проблеме- формирование толерантности у детей в процессе обучения народному танцу в системе дополнительного образования детей.

Ключевые слова. Толерантность, народная хореография, народный танец, культура, танцевальное искусство

Народная хореография является национальным самобытным танцевальным искусством, которое формируется на основе культурно-бытовых традиций. Она запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует культуру и национальный колорит, способствует сохранению исторической и культурной памяти народа.

Хореографическая культура все больше привлекает внимание специалистов также и потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал. Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием, познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции.

Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться и на хореографическом искусстве. В результате, произошли изменения в подходах к освоению и обучению в рамках школы, системы дополнительного образования, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание танцевальной культуры всех этнических групп. В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным культурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение народному танцу детей школьного возраста, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством воспитания, а также формирования у них толерантности, что ведет к пониманию и уважению культурных традиций разных народностей. Освоение народной хореографии является частью поликультурного образования, в центре его внимания является содержательное и тематическое наполнение культуроведческого обогащения обучающихся средствами танца.  

Формирование толерантности у школьников представляет ценность в обогащении своей собственной культуры в целом: культуры общения, речи, умственного труда.

Для России, как и для любой другой страны, понятие толерантности неотделимо от понятия культура. Человек, как действительный субъект своей культуры, независимо от особенностей (этнических, исторических, географических и пр.), её формы, всегда относится к субъекту иной формы культуры (иного народа и пр.) с уважением и интересом. Иное невозможно в силу единства для всех форм культуры нравственной, общечеловеческой основы.

Толерантность подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.  Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и  вооруженным конфликтам. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

На современном этапе обучения народному танцу детей предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности в содержании обучения посредством использования культуроведческого подхода к отбору и организации хореографических основ. При таком подходе народный танец усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого хореографического произведения.

Влияние образовательной деятельности в области постижения танцевального искусства  на состояние толерантности в обществе весьма многогранно, представляет собой сложное системное образование. В системе дополнительного образования детей как и в школе происходит идентификация личности, формируются такие важные формы коммуникации как дружба, товарищество, приятельские и неприятельские отношения.

Обучение в кружках, центрах творчества является тем социальным институтом, через который может происходить осознанное формирование толерантного сознания и поведения учащихся как через систему дополнительного образования.

Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур, с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.










Список литературы

  1. Медведев, Н. П. Толерантность и образование: грани соприкосновения / Н.П.Медведев  // Качество образования как социальная проблема: Материалы региональной научной конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ,  2002. – С. 307-308.
  2. Мирзоян, С. В. Концепт «толерантность» в современной концептосфере русского менталитета/ С.В.Мирзоян // Качество образования как социальная проблема: Материалы региональной научной конференции.- Ставрополь: Изд-во СГУ,  2002. – С. 313-314.