Евразийский
научный
журнал

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Антонян Гаянэ Марленовна, Восканян Кнарик Мисаковна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1133
Показать PDF версию Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации

Антонян Гаянэ Марленовна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Восканян Кнарик Мисаковна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

E-mail: gaynadans@mail.ru

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость (далее — НДС) возникает в 1991 году и определяется законом "О налоге на добавленную стоимость" [1], а уже с 2001 г. все вопросы о налоге регулируются Налоговым кодексом РФ.

В Налоговом законодательстве Российской Федерации нет четкого определения НДС и поэтому начиная изучение данного налога студенты различных образовательных учреждений впадают в растерянность, потому что не знают четкого определения данного налога.

НДС — это важнейший косвенный налог, существующий в России. Современные экономические словари дают следующее определение налога: "взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость« [2].

Если говорить простым и понятным для всех языком, то это тот налог на который организации увеличивают стоимость продаваемых, производимых товаров или активов на определенную ставку, устанавливаемую Налоговым кодексом РФ. Ставка налога зависит от того, что организация реализует и может колебаться от 0 до 18%, она может увеличиться или уменьшиться, а также на товар может быть введена льгота, освобождение от уплаты НДС — все это будет зависеть от решения законодателей, отраженном в Федеральном законе.

Согласно Налоговому законодательству реализацией является передача на возмездной основе ( в том числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности. Так как НДС является косвенным налогом, то при покупке товаров, покупатель приобретает товар уже с включенным в его стоимость НДС.

Согласно ст. 174 п. 1 НК РФ организация, продавая товары, работы или услуги уплачивает НДС по итогам каждого налогового периода, который составляет квартал, не позднее 25-го числа.

Как уже было сказано выше НДС — косвенный налог и поэтому, когда покупатель приобретает у поставщика товар, он берет его уже с включенным в стоимость налогом на добавленную стоимость, то есть после покупки данного товара, с «сидящим» в цене НДСом, покупатель в дальнейшем сможет уменьшить, поставить к вычету предъявленную ему величину налога.

Основанием для расчета налога являются полученные и выданные счета-фактур, в определенном отчетном периоде. Но чтобы у покупателя было право на подобный вычет, уменьшение налога к прямой уплате в бюджет, он должен получить от поставщика правильно оформленный документ, в котором должно быть прописано какой товар покупатель получил от поставщика, за какую цену, какое количество и так далее. Именно этот документ, называемый «счет-фактура», полученный от поставщика, служит удостоверением того факта, что поставщик, который выписывал этот документ согласен с тем, что полученный им НДС, находящийся внутри проданного товара, точно будет им выплачен в бюджет. А так как налог точно будет уплачен в бюджет, покупатель теперь может его не платить и он ставит его к вычету.

Описанный выше НДС, называют «входящим» НДС, а «исходящий» НДС — это налог, который организация предъявляет поставщику, продавая ему товар с НДС в его цене и выписывая ему счет-фактуру на всю сумму данной реализации.

Зачастую у предприятий возникает следующая ситуация: входящий НДС больше чем исходящий, то есть к вычету получается больше чем к уплате налога и эта разница называется «НДС к возмещению». В данном случае государство должно вернуть переплаченный налог при предоставление в налоговую инспекцию правильно оформленных документов, тем самым подтверждая, что организация заплатила больше НДС, через поставщиков товаров, работ или услуг, чем получила.

По итогам отчетного периода в налоговую инспекцию сдается декларация, в которой принятая к вычету сумма НДС превышает рассчитанную сумму налога, полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). Общие правила возмещения налога установлены ст. 176 НК РФ.

Налоговая инспекция обязана провести проверку декларации и при условии, что в предоставленных документах нет ошибок принять решение о возврате излишне уплаченного НДС налогоплательщику. Так должно быть по закону. Однако, зачастую, налоговые инспекции делают все возможное, что бы не возвращать деньги. Они «мучают» налогоплательщиков дополнительными запросами различных документов, дополнительными проверками, приглашают на «комиссию», делают все, чтобы у организации больше не возникало желания ставить НДС к возмещению из бюджета. В результате этого налогоплательщику приходиться ждать возмещения очень долгое время, зачастую НДС возвращается только поле того, как организация выиграет суд у налогового органа.

НДС важный налог, однако при его исчислении существует ряд спорных вопросов и нюансов, которые трудно доказать налоговой инспекции и соответственно существует риск, что на предприятие будут наложены штрафные санкции за неправильное исчисление налога. Из-за этого многим организациям проще прейти на другой вид налогообложения, чем спорить с налоговыми органами.

Список источников

  1. Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) «О налоге на добавленную стоимость»
  2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.» (ИНФРА-М, 2011)