Евразийский
научный
журнал

Мотивация учения старших дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гурылева Наталья Ивановна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2643
Показать PDF версию Мотивация учения старших дошкольников
Гурылева Наталья Ивановна В статье представлены результаты   экспериментальной работы по изучению мотивации учения дошкольников 6 – 7 лет. Объект исследования – психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Показано, как формирование учебной мотивации дошкольников находится в зависимости от индивидуального стиля деятельности педагога, т.е. процесс обучения дошкольников возможен в форме развивающих, творческих игр, различных видов практической и изобразительной деятельности.

Среди ученых и педагогов ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности подготовки детей к школе служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, несмотря на то, что все чаще встречаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является изучение мотивационной готовности ребенка к школе.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И, хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Проблема мотивационной готовности является не достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребенка. Педагоги интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего, потому, что на практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Представляет интерес более обстоятельное рассмотрение данной проблемы в связи с тем, что педагогам приходится постоянно сталкиваться с одной из традиционных проблем – проблемой низкой учебной мотивации. Недостаток учебной мотивации – одна из главных причин низких результатов учебы. Но для того, чтобы попытки разрешения данной проблемы стали более реалистичными, чтобы создать педагогические условия развития мотивации учащихся в учебной деятельности, представляется необходимым более тщательно и глубоко разобраться в теоретическом обосновании понятий мотива и мотивации, выявить причинно-следственные связи между организационной стороной образовательного процесса в школе, личностными и профессиональными качествами педагога и мотивационной сферой личности учащихся.

Как известно, переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребенка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования.

В этой связи целью данной работы является изучение мотивации учения дошкольников 6 – 7 лет.

Объект исследования – психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования – мотивация учения дошкольников 6 – 7 лет.

Гипотеза: формирование учебной мотивации дошкольников находится в зависимости от индивидуального стиля деятельности педагога, т.е. процесс обучения дошкольников возможен в форме развивающих, творческих игр, различных видов практической и изобразительной деятельности.

В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику учебной мотивации.
  2. Выявить структурные компоненты готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести экспериментальное исследование мотивации учения дошкольников 6 – 7 лет.

Теоретической базой исследования явились положения о проблемах влияния мотиваций на личность и проблемы психологии личности В.Г. Асеева; проблемы изучения мотивационной сферы личности Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейна; проблемы формирования интереса к учению у школьников А.К. Марковой и других ученых.

Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования состоят в обобщении основных теоретических положений по вопросам мотивации учения дошкольников и готовности дошкольников к школьному обучению.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут помочь дошкольным педагогам выявить иерархию учебных мотивов и определить мотивационную готовность детей к школьному обучению.

Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № 47 г. Александрова Владимирской области. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в количестве 20 человек.

  • 1 этап. Формирование выборки исследования.
  • 2 этап. Выбор методик, адекватных объекту и предмету исследования.

Нами были выбраны следующие методики:

1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой


Рис. 1. Уровни школьной мотивации дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.Г. Лускановой.

2. Опрос по методике Н.А. Нежновой «Беседы о школе».


Рис. 2. Уровни сформированности внутренней позиции дошкольников

6 – 7 лет по методике Н.А. Нежновой.

Итак, старший дошкольный возраст и поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.

Проведенное исследование показало, что половина детей (50%) в группе имеет высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У этих детей достаточно сформирована внутренняя позиция школьника. Это говорит о положительном отношении ребенка к школе и о школьно-учебной мотивации.

Хорошую школьную мотивацию и начальную стадию формирования внутренней позиции школьника имеют 35% и 45% детей соответственно.

10% детей имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Один ребенок совершенно не проявляет интереса к школе. Он имеет низкий уровень школьной мотивации, при этом он находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Внутренняя позиция школьника у такого ребенка не сформирована.

Математико-статистический анализ результатов исследования показал, что расчетный коэффициент ранговой корреляции Спирмена попадает в зону значимости, следовательно, выдвинутая в начале исследования, гипотеза доказана.

Таким образом, ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994. – 324с.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Психология и педагогика, 1995. – 398с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. – М.: Педагогика, 2006. – 514с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002. – 191с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2012. – 715с.
  6. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. - М.: Академия, 2009. – 412с.
  7. Формирование интереса к учению у школьников/под ред. А.К. Марковой. – М.: Просвещение, 1996. – 391с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 2009. – 393с.
  9. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1991. – 419с.