Евразийский
научный
журнал

Молодежный экстремизм: тенденции и детерминанты

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сериева Хава Магомедовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 1015
Показать PDF версию Молодежный экстремизм: тенденции и детерминанты

Сериева Хава Магомедовна
студентка 4 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
bela_007@bk.ru

В современной юридической литературе предлагается множество определений гражданского общества.

Так, Г.А. Иванцова определяет гражданское общество как систему взаимоотношений людей, которая обеспечивает удовлетворение неотъемлемых прав человека. При этом автор обращает внимание тот факт, что гражданское общество должно основываться на принципах самоуправления и свободы, а также выбора определенных форм и направлений деятельности [1,с.11].

Через категории «права» и «свободы», их соотношение с государственными и общественными интересами, а также категории «защищенность прав» характеризуют гражданское.

Применительно к категории «гражданское общество» С.В. Калашников использует конструкции «ядро общества» и «сердцевина общества», отмечая, что личность и организации свободных, равноправных граждан в гражданском обществе находятся под защитой права от прямого вмешательства государственной власти. [2,с.9]

Весьма развернутая трактовка гражданского общество представлена М.И. Абдулаевым, который среди характеристик гражданского общества называет: 1) гражданское общество    -    это    свободное    демократическое правовое общество; 2) это основанная на праве сфера общественных отношений; 3) она автономна и независима от государства; 4) это система экономических, духовных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений; 5) участниками этих отношений выступают индивиды, которые свободно и добровольно объединились в различные организации; 6) цель подобного объединения - удовлетворение духовных и материальных потребностей и интересов; 7) гражданское общество ориентировано на конкретного человека и создает атмосферу уважения к законам, правовым традициям, общегуманистическим идеалам.[3,с.41]

В настоящее время уместно говорить о существовании и активном внедрении различных форм взаимодействия государства и гражданского общества. Обращение к истории показывает, что формы взаимосвязи гражданского общества и государства были определены историческими закономерностями общественного развития. Следует говорить о существовании двух основных, диаметрально противоположных друг другу форм подобного взаимодействия.

Первая форма - либерализм, предоставляющий индивиду максимальную степень свободы при минимальном участии в ее реализации государства и его структур. Второй формой взаимодействия является этатизм, где в противовес либерализму презюмируется, что государство - это высшая цель общества. Этатизм, в свою очередь, имеет определенные разновидности:

авторитарный этатизм – характеризуется стремлением власти к самостоятельному формированию общественных отношений, взаимосвязь между управляющей и управляемой системами либо «блокируется», либо «размывается». Положение институтов гражданского общества в данном случае находится в прямой зависимости от установленного в государстве вида политического режима (авторитарного или тоталитарного), поскольку институты гражданского общества либо не подавляются, но исключает их активная саморегуляция, либо происходит уничтожение «неугодных» институтов (а в качестве таковых признается их большинство) и полный тотальный контроль за теми, которые остаются существовать;

демократический этатизм отличается не только наличием значительного числа институтов гражданского общества, но и их активная роль при взаимодействии с механизмом государства. Именно данный вид этатизма и представляет интерес в рамках проводимо нами исследования.

Более развернутый подход относительно структуры гражданского общества возможно выразить следующим образом:

  1. социальная система, куда ученый относит институт семьи. Однако полагаем уместных в рамках данной системы говорить также и о вхождении в нее конкретного человека в его взаимоотношениях с другими людьми, их различными коллективами, группами, классами, нациями, слоями и др.;

  2. экономическая - частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия, граждане. Опять-таки хотелось сделать некоторые уточнения, поскольку наполняемость данной системы на разных этапах исторического развития отличается своим многообразием. В современных рыночных условиях на первое место выходит собственность, в том числе частная, которая сегодня не только признается, но и защищается наравне с иными формами собственности;

  3. политическая - политические партии, общественно-политические движения, объединения;

  4. духовно-культурная – сюда входят взаимоотношения между людьми, их объединениями, обществом и государством по вопросам, соответствующих образовательных, научных, культурных, конфессиональных и иных учреждений и институтов, посредством которых осуществляется реализация данных отношений.

  5. информационная – сюда относятся средства массовой информации1, значимость которых, как институтов гражданского общества, возрастает в каждым днем в связи с развитием информационных технологий. К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания (газеты, журналы и др.), радио-, теле-, и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию.

Граждане все более активно участвуют в государственной и общественной жизни посредства использования различных информационных ресурсов.

Литература:

  1. Иванцова Г.А.  Теоретико-правовые основы развития местного самоуправления: Дис.…канд. юрид. наук. - Уфа, 2000. - 29с.

  2. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: Дис. …д-ра юрид. наук. - М., 2001. - 23с.

  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 201с.