Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Молодежный экстремизм: понятие и противодействие

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Толхадова Малх-Азни Залимхановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2000
Показать PDF версию Молодежный экстремизм: понятие и противодействие
Толхадова Малх-Азни Залимхановна,  студентка 2 курса направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"  


По своей сущности экстремизм - многоаспектное, имеющее разнообразные формы явление, воспринимаемое в обществе с различных позиций, но в любом случае небезосновательно утверждение, что «он является олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека». [1,с.60]

Имеется также неразделяемая нами точка зрения, что «экстремизм есть изначально отрицание всякого чувства меры».

Таким образом, вероятно, разработчики ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при формулировании подобных законодательных положений не надлежаще учитывали положения УК РФ и теории уголовного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем представления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг также отнесены к экстремистской деятельности. Не учитывая выше обозначенную критику деяний, законодательно отнесенных к экстремизму, следует заметить, что подобная формулировка позволяет практически каждое лицо (физическое или юридическое) отнести к экстремистскому. В этом случае лицо, сдающее экстремистам в аренду помещение, предоставляющее в пользование зарегистрированный на него телефон, или печатающий типографскую продукцию (например, книги, где пропаганда экстремистских идей не наглядна) можно также считать экстремистом. [2,с.354]

Считаем, что в настоящее время «рамки» экстремистской деятельности законодателем необоснованно расширены, когда за совершение общеуголовного преступления лицо становится «экстремистом», а слова любого проповедника, что истинно верующие лучше «неверных», можно счесть экстремистскими. Таким образом, законодательно создана абсурдная ситуация, при которой почти любую религиозную организацию можно ликвидировать за «экстремизм». [3,с.140]

Законодатель не закрепил емкого понятия экстремизма, а дал его путем перечисления ряда уголовно и административно наказуемых деяний, отнесенных к категории экстремистских. С точки зрения некоторых ученых, приведенное законодательное определение имеет недостатки, в том числе не обладает признаками научной разработанности.

Исследование, проведенное по действующим «экстремистским» составам УК РФ, показывает, что особенностью непосредственного объекта этой группы преступлений является защита государственных интересов от проявлений экстремизма. Если же следовать логике законодателя о выделении различных «экстремистских» составов преступлений (как в отношении экстремистской деятельности), то в УК РФ придется вводить такие отдельные составы преступлений, как: организация деятельности террористической организации, организация террористического сообщества (как и любого иного преступного сообщества или организации, например, в сфере нарушения половой неприкосновенности и половой свободы личности), публичные призывы к осуществлению воровства, грабежей, изнасилований, оскорблений и т.п.

Кроме того, из состава ст. 282.1 и 282.2 УК не совсем понятны различия между экстремистским сообществом, экстремистской организацией, общественным или религиозным объединением либо иной организацией, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Не способствуют эффективной борьбе против экстремизма санкции ряда анализируемых уголовно-правовых норм. Например, неоднократно подвергалась критике практиками и учеными санкция ч. 2 ст. 282.2, поскольку она в силу требований ст. 108 УПК РФ не влечет заключение под стражу (участие в деятельности экстремистской организации карается лишением свободы на срок до 2 лет). [4,с.61]

Таким образом, в российском законодательстве (прежде всего, уголовно-правовом) существует ряд концептуальных правовых проблем в области противодействия молодежному экстремизму.


Литература:

1. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.

2.  Бидова Б.Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз //Молодой ученый. 2014. № 9 (68). - С. 353-355.

3. Зиядова Д.З. Несиловые (гуманные) меры противодействия процессу радикализации молодежи в регионах российской федерации //Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6. - С. 139-141.

4.  Бидова Б.Б. Уголовное законодательство зарубежных государств и международные стандарты в сфере противодействия молодежному экстремизму //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2011. № 4.  - С. 60-61.