Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Модели налоговой политики.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сайфуллина Гульшат Наиловна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 9545
Показать PDF версию Модели налоговой политики.
Сайфуллина Гульшат Наиловна, Магистрант СПбГУ, экономический факультет. Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: gulshat-s@inbox.ru

Научный руководитель: Грачев Михаил Станиславович,
Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет, доцент кафедры экономической теории и экономической политики.


Модель налоговой политики (далее Н.П.) – это сформированный образец налоговой политики в практике ряда стран.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки можно выделить четыре модели Н.П.

Первая модель – политика максимальных налогов. Данная политика проводится в основном в экстренных случаях, например, в случае военных действий. Характеризуется высоким налоговым бременем, высоким уровнем государственных инвестиций в определенных секторах экономики, социальные расходы – невелики. Приоритет – фискальные цели налогообложения, а остальные цели пренебрегаются.

Вторая модель – Н.П. при достаточно высоком уровне налогообложения, но при значительной социальной защите населения. В качестве приоритетных целей – фискальная и перераспределительная функция. Сущность этой политики состоит в аккумулировании значительных средств за счет высокопрогрессивных подоходных и поимущественных налогов, причем облагаются средства наиболее обеспеченных экономических агентов и перераспределяются посредством бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения, таким образом нивелируя социальное неравенство в обществе. Разработан основоположниками фрайбургской школы неолиберализма Ойкеном и Эрхардом. Проследить данную политику можно в скандинавских странах, государство несет высокий уровень социальной ответственности перед своими гражданами.

Третья модель – политика разумных налогов. Это политика компромисса фискальной, регулирующей и социальной функций Н.П. Эта модель является промежуточной формой Н.П. между политикой максимальных и минимальных налогов. Характеризуется сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, которая не мешает развитию экономики, но в то же время поддерживает значительный уровень социальных расходов. Достигается комбинированием разумных налогов на производство и потребление (необходимо в первую очередь для поддержания конкурентных преимуществ своих товаров на международном рынке) и сравнительно высокий (с политикой минимальных налогов) уровень подоходных и поимущественных налогов. Благодаря адресности налоговых преференций, а также перераспределению налоговой нагрузки среди отраслей позволяет этим государствам осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективами развития мирового рынка. Модель характерна для высокоразвитых стран, таких как Канада, США, Великобритания и др.

Четвертая модель – политика минимальных налогов. Снижение налогового бремени сопровождается снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Данная политика может преследовать две цели – стимулирование национальной экономики и создание привлекательных налоговых режимов для передислокации фискальной юрисдикции зарубежных экономических агентов. Данная модель остается популярна последние десятилетия, а глобализация и повышающаяся мобильность факторов производства становятся питательной почвой для увеличения востребованности среди стран, офшоров и налоговых гаваней. Первая цель, преследующая экономическое развитие, была характерна для США в 80-х гг. 20в. («рейганомика»), для Японии в период послевоенного восстановления, в последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, которые проводят экспансию на мировых рынках, такие как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др. Модель получила свое развитие в рамках теории эффективного предложения, сформулированной Лаффером. Снижение налоговых ставок простимулирует экономическую активность, что в свою очередь увеличит налогооблагаемую базу.


Источники:

1. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 11

2. Балацкий Е.В., Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 32-45.

3. Белова И.А. Типы фискальной политики государства// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 69-75.

4. Белова И.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 17-20.

5. Грачев М. С. Налоговая система России: закономерности развития и перспективы реформирования. – СПб.: СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.

6. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2009

7. Налоговая политика Рейгана // Экономический обзор. Москва-США: Экономика, политика, идеология. 1987. №4.

8.  Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М., 1997

9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. М.Р. Бобоева. М.: Гелиос АРВ, 2002

10. Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения.1996. №4

11. О налоговом бремени в странах ЕС // БИКИ. 2011. №97.

12. Орлов В. Налогообложение в ФРГ // Финансы. 1989. №3.

13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М., 2006

14. Рудый К.В. Налоговая система США. М.: ЗНАНИЕ. 2003

15. Сергеев И.В. Налоговое планирование в зарубежной практике. М., 2007