Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Методологические основы построения модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Васильев Александр Валерьевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2007
Показать PDF версию Методологические основы построения модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ

Васильев Александр Валерьевич,
старший преподаватель цикла эксплуатации (и ремонта),
Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы,
г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: alvasilev82@mail.ru
Тел.: 89227114492

Аннотация: для реализации модели военно-средовой адаптации курсантов учебных воинских частей Российской армии необходим выбор методологического аппарата. В качестве такого методологического аппарата в нашей работе выступит совокупность системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов, которые смогут выявить структуру модели, охарактеризовав ее военно-средовое содержание и определить специфику деятельности субъектов в данной среде соответственно.

Ключевые слова: методологические основы, модель, адаптация, среда, подход, аппарат, процесс.

Рассмотрев психолого-педагогические и организационные детерминанты военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, т.е. те объективные обстоятельства, с учетом которых мы будем разрабатывать авторскую структурно-функциональную модель, перейдем к выбору методологического аппарата, обеспечивающего выявление сущностных свойств исследуемого феномена [2], которые будут внесены в нашу модель. В качестве такого методологического аппарата выступит совокупность системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов. Их выбор определяется, во-первых, целью исследования – построением структурно-функциональной модели, для которой должны быть определены структурные компоненты, связи между ними, функции, во-вторых, результатом, который планируется достичь и, в-третьих, способами его достижения во взаимодействии субъектов.

Системно-средовой подход позволит выявить структуру модели и охарактеризовать ее военно-средовое содержание, а деятельностно-аксиологический – определить специфику деятельности субъектов в данной среде, направленную на освоение ее ценностей и норм. Относительно последнего отметим, что истинная военно-средовая адаптация невозможна без принятия личностью ценностей этой среды, отражающих ее назначение и специфику, без ориентации в военной деятельности на эти ценности и обогащения новыми ценностями.

Представим результаты реализации указанных подходов к исследованию процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, который будет смоделирован в дальнейшем.

Применительно к образовательному процессу, системно-средовой подход мы понимаем как методологию исследования, обеспечивающую изучение явления как среды, систематизирующей факторы педагогического влияния на формирующуюся личность. Данный подход представляет собой интеграцию двух подходов: системного (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Бла­у­берг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и средового (Ю.С. Мануйлов, З.И. Тюмасева, Г.Г. Шек, В.А. Ясвин и др.). О возможности такой интеграции и высоком исследовательском потенциале системно-средового подхода говорят многие современные ученые. Среди них Е.Н. Луппова, Е.Г. Митина, Л.А. Споткай, О.В. Суворова, Н.О. Яковлева и др.

Данный подход базируется на понятиях «система» и «среда». Под системой понимают целостную совокупность элементов, которые при объединении обеспечивают возникновение эмерджентного свойства не характерного для каждого из них по отдельности (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева). Определение же среды мы уже давали ранее [4].

Оценивая возможности использования данного подхода к исследованию процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных сил РФ, нам необходимо показать принципиальную применимость данного подхода к предмету нашего исследования. Исходя из того, что военно-средовая адаптация курсантов носит целенаправленный характер, предусматривает организацию и осуществление именно педагогических воздействий, реализуется в трех основных структурных направлениях (мировоззренческом, операциональном и поведенческом), имеет специфическую логику развертывания (рефлексивно-ознакомительный, ориентационно-деятельност­ный, стабилизационно-ассимиляционный этапы), обеспечивается наличием управленческих, информационных, каузальных связей, а его результатом является новое эмерджентное свойство – адаптированность личности, то исследуемый нами феномен может быть определен как система. Кроме того, адаптация личности курсанта к военной среде и условиям ее функционирования, а также особое содержание военной среды как предмета адаптации, включающее материальный (оснащение), информационный (используемые сведения) и деятельностный (совокупность действий субъектов) компоненты, к каждому из которых должна осуществляться адаптация курсантов, задающие содержательное наполнение адаптационного процесса, что позволяет закономерно применить аппарат средового подхода.

Таким образом, социальная значимость, характер педагогического наполнения и реализация в официально закрепленном процессе позволяет отнести военно-средовую адаптацию курсантов учебных центров ВС РФ к педагогическим системам, которые по сути являются социальными, искусственно созданными и интегрирующими ведущие факторы, направленные на педагогически целесообразное воздействие на личность курсанта.

Учитывая основные положения системного подхода [1], предусматривающие определение элемента, компонента, связей, системообразующих факторов, а также средового подхода [3], обеспечивающего выявление наполнения компонентов среды – материального, информационного и деятельностного, рассмотрим результат применения системно-средового подхода для решения нашей проблемы, которые будут положены в основу разрабатываемой нами модели. Итак, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ:

  • является компонентом общей системы подготовки курсантов и реализуется в образовательной среде военного учебного центра ВС РФ;

  • характеризуется следующим: ее внутреннее содержание определяют ресурсно-организационный, адаптационно-праксиологический и мониторинговый компоненты; элементом является адаптационное действие преподавателя, выполняемое для достижения запланированной цели; предметное содержание модели включает адаптацию к материальной (техника, оборудование, инвентарь и др.), информационной (используемые сведения, в том числе и составляющие государственную тайну, особенности общения, специфическая терминология и др.) и практической (освоение военно-учетной специальности, взаимодействие с военнослужащими и др.) составляющим военной среды; системообразующим фактором является цель – адаптированность курсантов к военной среде; целостность обеспечивается управленческими, информационными, каузальными связями;

  • являясь педагогической системой, соответствующей специфике военной среды, и обеспечивающей адаптацию к ней, обладает свойствами управляемости, открытости, гибкости, целостности, динамичности и вариативности.

Системно-средовой подход, позволивший представить конструктивные особенности процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, тем не менее, не позволяет выявить внутренне наполнение данного процесса, показать специфику деятельности его субъектов и тех ценностных новообразований, которые должны составить основу адаптированности курсантов к военной среде. Поэтому системно-средовой подход мы дополняем деятельностно-аксиологическим. Определив в качестве методологического основания не просто деятельностный, а деятельностно-аксиологический подход, мы стремились сориентировать исследование на изучение деятельности, направленной на освоение ценностей, обусловливающих базовые идейные установки существования и функционирования воинской среды, адаптацию к которой должен осуществить каждый курсант.

Деятельностно-аксиологический подход в нашем исследовании мы понимаем как методологию, обеспечивающую изучение явления как деятельности, в рамках которой осуществляется освоение и присвоение определенных ценностей. Данный подход интегрирует возможности деятельностного (Н.Е. Варшавская, Н.Л. Караваев, М.В. Шептуховский, И.В. Шубина, Н.О. Яковлева и др.) и аксиологического (Л.В. Вершинина, С.В. Данилов, А.В. Кирьякова, М.И. Лукьянова, С.И. Маслов, Т.А. Маслова и др.) подходов. Применение именно деятельностно-аксиологического подхода осуществлялось А.А. Артемьевым, В.М. Видгофом, Е.В. Киприяновой, Н.А. Морозковой, Е.П. Якуба и др.

Ключевыми для данного подхода являются понятия «деятельность – структурно и операционально организованная активность любых систем для достижения определенных целей» и «ценности – значимые универсальные цели и идеалы как человеческой деятельности, так и ее различных видов».

Для нас важно рассмотреть и систематизировать ценности, осваиваемые курсантами в период подготовки в учебном центре ВС РФ. Как мы уже говорили, курсант учебного центра – это личность,  сформированная в физическом и психическом плане, с устоявшейся системой ценностей и личностным опытом. Поэтому, принимая во внимание особенности ценностной сферы курсантов, мы выделяем из всей совокупности ценностей 3 группы, непосредственно связанные с военно-средовой адаптацией:

  1. ценности воинской службы (Родина, суверенитет государства, верность присяге, дисциплина, военная тайна, требования Уставов и др.);

  2. ценности воинского взаимодействия (субординация, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование, храбрость, личность и здоровье военнослужащего и др.);

  3. ценности деятельности по военно-учетной специальности (оружие, военная техника, качественное выполнение деятельности и боевых задач и др.).

Анализ научной литературы показал, что деятельностно-аксиологический подход может использоваться для изучения военно-средовой адаптации курсантов учебных центров, поскольку, во-первых, адаптационный процесс предполагает активную деятельность всех субъектов: и преподавателей, и курсантов, и, во-вторых, военно-средовая адаптация заключается в усвоении курсантами новых военных ценностей, которые должны стать для них исходными нормами деятельности и поведения при выполнении воинского долга. Таким образом, данный подход позволяет исследовать практический аппарат военно-средовой адаптации курсантов учебных центров, отобрать его методы, средства, адекватные реальным условиям подготовки курсантов в учебном центре, а также выделить ведущие ценности, инвариантные для процесса военно-средовой адаптации.

Реализация деятельностно-аксиологического подхода к изучению предмета нашего исследования позволила выявить его свойства, а именно, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров:

  • является компонентом деятельность преподавателя по подготовке курсантов к самостоятельному решению задач в соответствии с военно-учетной специальностью;

  • как деятельность: а) предусматривает активное участие субъектов – преподавателя, осуществляющего адаптационные воздействия на курсанта, и самого курсанта, усваивающего нормы и ценности военной среды, новые способы деятельности; б) предполагает использование комплекса методов: разъяснение, беседа, пример, убеждение, поощрение и др. (мягкая форма военно-средовой адаптации курсантов), а также принуждение, приказ, требование, контроль, наложение взысканий, наказание и др. (жесткая форма военно-средовой адаптации курсантов); в) позволяет использовать материальные (наглядность, военная техника и оборудование, военная литература, экспонаты музея воинской славы, история и др.) и идеальные (традиции, ритуалы, атмосфера, требования, усвоенные знания и информация и др.) средства адаптации;

  • как аксиологическая система: обеспечивает освоение курсантами, как минимум, трех групп ценностей: ценностей воинской службы, воинского взаимодействия, деятельности по военно-учетной специальности.

Таким образом, реализация совокупности системно-средового и деятельностно-аксиологического подходов позволила выявить ключевые характеристики исследуемого процесса, которые с учетом психолого-педагогических и организационных детерминант будут положены в основу нашей авторской модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

  1. Артюхов, В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы / В.В. Артюхов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 224 с.

  2. Васильев, А.В. Военно-средовая адаптация курсантов учебных центров как педагогический феномен [Текст] / А.В. Васильев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 10. – С. 32–36.

  3. Мойсейчук, С.Б. Программно-средовой подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса / С.Б. Мойсейчук // Искусство и культура. – 2013. – № 2(10). – С. 116-120.

  4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.