Евразийский
научный
журнал

Методологические основания и критерии отграничения внешних функций государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сайдаев Магомед Айсаевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 564
Показать PDF версию Методологические основания и критерии отграничения внешних функций государства

Сайдаев Магомед Айсаевич
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

В условиях господства формационного подхода применялось два основополагающих критерия классификации функций государства: признак сферы функционирования, а также социально-политического значения данной функции для судеб общественно-политического строя. На выделение и понимание внешних функций в отечественной правовой традиции огромное влияние оказал фактор многократного участия нашей страны в военных действиях для отражения внешней агрессии. Не случайно именно оборонная функция (ряд авторов рассматривал ее как элемент политической функции) стала занимать ведущее место в системе внешних функций в парадигме формационного подхода.[1]

Так как внешняя функция государства — это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений, то она включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению решения задач в экономической, политической, социальной, идеологической, экологической сферах, причем, как внутри страны, так и за рубежом. Существуют гносеологические и технологические факторы закономерного обособления и самодостаточной роли данной функции в странах, где развивается позитивное право, направленное на создание основ электронного взаимодействия участников общественных отношений, в том числе в международной сфере.

Цивилизационный подход не исключает также, по мнению ряда исследователей, появление совершенно нового аспекта реализации внешней функции в плане государственной поддержки иностранных государств. Ранее также имело место всестороннее сотрудничество государств. Однако краеугольным основанием такого сотрудничества являлась однородность политико-экономических систем взаимодействующих государств, классовая подоплека сотрудничества, параметры государственных программ и доктрин внешнеполитического развития.

Реферируя многочисленные отечественные и зарубежные источники по проблемам классификации внешних функций, следует заключить, что на современном этапе возможен и необходим многофакторный анализ самой проблематики функций государства. Необходимо выделение приоритетных направлений деятельности государства во внешних отношениях. В условиях постиндустриального развития, как и прежде, во имя мира и международного сотрудничества государства могут идти на уступки дипломатического характера, активно сотрудничать не только в сфере решения глобальных, общечеловеческих задач, но и в идеологической сфере, особенно в сфере образования, всемерно расширяя культурный и гуманитарный коридор сотрудничества. Но при моделировании двухсторонних и многосторонних внешних отношений не стоит забывать об уроках, которые все еще извлекаются из распада СССР. Вычленение универсального перечня из шести основных групп внешних функций не означает его абсолютной закрытости, исчерпывающего характера в будущем, так как направления международного сотрудничества являются динамично развивающимися.

Литература:

  1. Виприцкий Н.Н., Ковалева Е.В. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // Пробелы в российском законодательстве. —  2. — 2011. — С.78-82.