Евразийский
научный
журнал

Методика формирования понятий в ходе изучения истории

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Веселова Александра Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1491
Показать PDF версию Методика формирования понятий в ходе изучения истории

Веселова А.М.
Студентка,
Высшая школа социально-гуманитарных наук
и международной коммуникации
Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
E-mail: veselowasasha@yandex.ru

Аннотация:

Цель статьи — рассмотреть психолого-педагогические подходы к изучению исторических понятий, закономерность их формирования, методы и способы работы, а также предложить конкретные задания по усвоению понятийного аппарата на уроке истории.

Одной из основных и сложных частей в преподавании любого предмета является работа над понятийным аппаратом. Так как овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением различных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения [2].

Историческое понятие- это отражение в сознании значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило, невидимую при первоначальном восприятии [4].

Именно поэтому, работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Для того, чтобы учителю легче было сформировать вышеупомянутые навыки, необходимо знать особенности формирования понятийного аппарата.

Во-первых, создание ассоциаций. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Во-вторых, соответствие возрасту. В-третьих, бесконечное повторение. В психологической литературе давно установленным фактом является то, что без повторных практических попыток никакое формирование навыков невозможно [1]. В-четвертых, использование всех видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная и др.).

Формирование исторических понятий осуществляется на основе конкретных исторических представлений, в ходе их обогащения и развития. Учителю необходимо разбудить познавательный интерес, показать ситуацию «незнания» или создать «интригу», проблемную ситуацию [3].

Именно поэтому можно составить некую памятку, которая способствует качественному формированию понятий:

1.Найти общее родовое понятие.

2.Установить родовые признаки.

3. Составить полноценное определение.

Данная схема подойдет для классического формирования понятийного аппарата. Какие конкретно методы, приемы, формы закрепления понятий может использовать учитель? В курсе истории достаточно много терминов, которые необходимы для запоминания, именно поэтому работу по их усвоению необходимо сделать яркой, увлекательной. К традиционным формам относятся: словарь с терминами, соотнесение понятия с определением, расстановка в хронологической последовательности и т.д. К нетрадиционным формам: синквейн, кроссворд, исторический: аукцион, рыбалка, театр и т.д.

В заключении хотелось бы сказать, что формирование исторических понятий у учащихся является актуальной на сегодняшний день. Учителю необходимо использовать разные формы работ (традиционная, игровая, с помощью компьютера и т.д.), учитывать индивидуальные способности, регулярно закреплять полученные знания. Все это дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Литература:

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  2. Овчинникова Н.П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования. Автореферат. -Архангельск, 2002.
  3. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания// Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 98-106
  4. Шефер О.Р. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов.