Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

«Метод Марии Монтессори в реабилитации (абилитации) детей раннего возраста с нарушениями в развитии в условиях Службы ранней помощи реабилитационного центра »

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Душина Людмила Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 8064
Показать PDF версию «Метод Марии Монтессори в реабилитации (абилитации) детей раннего возраста с нарушениями в развитии в условиях Службы ранней помощи реабилитационного центра »

Душина Людмила Валерьевна
Учитель-дефектолог (Монтессори –педагог),
ГАУ Научно-практический центр медико-социальной реабилитации
им. Л.И.Швецовой
Россия, г. Москва
E-mail: mi_lady.08@mail.ru

На базе нашего центра уже 2,5 года функционирует экспериментальная площадка Службы ранней помощи. Работу осуществляет междисциплинарная команда состоящая из неврологов, педиатров, травматологов — ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

Основная цель функционирования службы ранней помощи — оказание психолого-педагогической, медико — социальной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1года 5месяцев до 3-4 лет, способствование оптимальному развитию таких детей, их социальному включению и адаптации в общество. Дети, поступающие на реабилитацию в Службу ранней помощи нашего центра, имеют те или иные ограничения физических возможностей здоровья, нарушения физического и (или) психического развития.

В работе используются классические методики, современные технические средства реабилитации, инновационные технологии, одной из которых и является методика раннего развития Марии Монтессори.

Начиная свой рассказ о методе Марии Монтессори в реабилитации детей с нарушениями в развитии, хотелось бы коротко рассказать про Марию Монтессори, как создателя методики. Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, учёный, философ. Разработала собственную всемирно известную педагогическую систему. В разные годы своей жизни успела возглавить институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей, создать школу для педагогически-запущенных детей, организовать Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая продолжает действовать. Мария Монтессори 45 лет занималась проблемами воспитания и образования детей, является автором таких книг как — «Дом ребенка, метод научной педагогики», «Мой метод», «Дети другие», «Впитывающий разум». На данный момент в мире существует более 10 000 Монтессори-школ и 50 000 детских садов. Педагогика Монтессори в России имеет столетнюю историю (1913 год — создан первый в России Монтессори детский сад в Санкт-Петербурге).

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, одно из этих имен Мария Монтессори. М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике — развитие детей первых трех лет, а помогла взрослым увидеть: «Дети — другие»

Монтессори-педагогика представляет собой соединение трех базовых основ: ребенок, педагог и подготовленная среда.

Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. В центре системы Монтессори всегда стоит ребенок, а вокруг него специально созданная развивающая, предметно-пространственная и социальная среда. Монтессори-педагогика предоставляет ребенку свободу выбора и самостоятельную деятельность.

Роль монтессори-педагога это роль, в первую очередь партнера, уважающего личность ребенка и его стремление к индивидуальности. Роль взрослого, как создателя подготовленной среды, педагога, учитывающего интересы, сенситивные периоды и индивидуальные особенности ребенка. Монтессори-педагог помогает ребенку в его работе весьма тактично и, только в случае острой необходимости, это специалист, который воздействует на ребенка косвенно, через среду и с помощью правил. Важная часть работы монтессори-педагога — это быть наблюдателем, хорошо знающим индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

Что же представляет собой Монтессори-среда, или как правильно ее называть «подготовленная среда».

Монтессори — среда включает в себя множество зон (упражнений в повседневной жизни, сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, космического воспитания, двигательная, эстетического развития.)

Материал в Монтессори — среде расположен на уровне глаз ребенка и находится в постоянном доступе.

Пособия изготовлены преимущественно из экологически чистых натуральных материалов (дерево, стекло, фарфор, керамика и т. п),

Правильно созданная подготовленная среда стимулирует ребенка на саморазвитие, а ее материалы содержат в себе систему самоконтроля над ошибками. Особое внимание в подготовленной Монтессори-среде уделяется «продуманности» пространства, в котором находится ребенок, его логичности, доступности, атмосфере.

Исходя из опыта проведенной работы, можно сделать предварительные выводы о важности и актуальности методики М. Монтессори в условиях службы ранней помощи реабилитационного центра.

Ранее «включение» ребенка с нарушениями в развитии во все сферы повседневной жизни, развитие социально-бытовых навыков — одно из основных и самых важных направлений, успешно реализуемых в условиях службы ранней помощи нашего реабилитационного центра. К примеру, во время работы с Монтессори — материалами из области упражнений в повседневной жизни, происходит восполнение недостающего опыта ребенка, ему предоставляется возможность самостоятельно проделать интересующую работу. Во время тренировки отдельного навыка или группы умений, в специально подготовленной и адаптированной ситуации, педагог ведет ребенка к частому повторению опыта успешности, что в свою очередь, повышает его уверенность в себе, стимулирует к дальнейшему развитию, и успешной интеграции в общество.

Монтессори — материалы в подготовленной обучающей среде направлены на развитие все шести видов органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, чувство равновесия и положения тела в пространстве).

В Монтессори-среде присутствует и широко применяется, так называемая «материализованная абстракция»- материальное воплощение всех основных характеристик предметов (величина, вес, температура, форма и т.д.) что особенно важно для детей в раннем возрасте, а также детям, имеющим дефицит сведений об окружающем мире, в виду ограничений, связанных с имеющимся диагнозом.

Возможность совершения самостоятельного выбора, работа в индивидуальном темпе, позе, и месте являются одной из важных составляющих метода.

Монтессори-педагог реабилитационного центра вступает в тесную взаимосвязь с семьей ребенка, с целью дальнейшей реализации полученных ребенком умений, знаний и навыков в условиях дома, и реальной жизни. Родителям настоятельно рекомендуется присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или активного участника, соблюдая те же правила, что и работающий в группе ребенок, и педагог. Имея возможность длительно наблюдать за ребенком, его работой, делая необходимые пометки и возможно фотографии, родитель получает дополнительный педагогический опыт, новые идеи, методы и приемы, которые в дальнейшем реализует на занятиях в условиях дома.

Во время первичной консультации со специалистом, родители часто задают монтессори-педагогу вопрос: «Что, если мой ребенок, не умеет делать выбор ?!» ( «...ему даже сложно добраться до полок ...» ; «...удерживать позу тела» ; «.. увидеть материал..»; «...освоить правила..» и т.п.) ввиду тех или иных тяжелых проблем, в моторном и/или интеллектуальном и психическом развитии — ответ на данный вопрос дает особое направление методики Марии Монтессори — Монтессори-терапия.

Монтессори-терапия — это лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Педагогические принципы Монтессори, так же как и ее знаменитые материалы, создавались для работы с детьми, имеющими особенности развития. Однако в дальнейшем Монтессори работала со здоровыми детьми. «Возвращение» ее педагогики в сферу психолого-педагогической коррекции и терапии произошло в конце 60-х годов в Германии, и связано с такими именем как — Теодор Хельбрюгге ( доктор медицины, профессор Мюнхенского университета, президент Международной Академии реабилитации и развития (Германия), основатель Мюнхенского детского Центра — организации, включающая в себя, в качестве основных компонентов раннюю диагностику, раннюю терапию и раннюю педагогическую интеграцию детей с различными образовательными возможностями. Также, нельзя не упомянуть и о таких важных персонах как — Маргарет Аурин, Лора Андерлик — монтессори-педагоги, монтессори — терапевты, обладающие большим опытом работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, эксперты Международной Монтессори ассоциации (AMI),долго время сотрудничающие с профессором Хельбрюгге. Таким образом 1967 год можно считать условной отправной точкой в трансформация метода М.Монтессори, во «врачебную педагогику».

Но сначала несколько слов об истории Монтессори-терапии. Профессор Теодор Хельбрюгге на одной из лекций рассказывал, как будучи молодым врачом, попал на занятие в Монтессори-группу и увидел там не только здоровых детей, но и детей, диагноз которых был для него очевиден. Хельбрюгге подошел к педагогу и спросил, как она решилась взять в свою группу детей с такими медицинскими проблемами. «Для меня все они просто дети», — ответила педагог. Так непринужденно и внешне просто была сломана стена между обыкновенными детьми и детьми с ограниченными возможностями в одной группе.

Монтессори-терапия представляет собой врачебную педагогику, построенную на фундаменте физиологических исследований органов чувств (Клод Бернар, Эдуард Сеген, Жан Марк Гаспар Итар).

Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки.

Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка.

Опираясь на выделенные для психологической коррекции И.И. Мамайчук (2003) блоки, была структурирована последовательность этапов Монтессори-терапии, таким образом, работа монтессори-терапевта включает в себя условно несколько этапов:

1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.

Монтессори-терапевт в первые индивидуальные сеансы работы, выполняет направляющую функцию. Благодаря очень внимательному наблюдению за ребенком, выявляет тот сензитивный период, на котором находится ребенок, и соответствующие ему базисные интересы и потребности, анализирует уровень развития общей и мелкой моторики.

Зачастую, интеллектуальный уровень развития и моторный не всегда соответствуют друг другу, пример тому, дети, с различными видами детского церебрального паралича (основной контингент нашего реабилитационного центра), в большинстве своем интеллектуально сохранные дети.

При подробном планировании целей и задач работы с конкретным ребенком, монтессори-терапевт ставит перед собой и родителями как очень узконаправленные терапевтические цели, имеющие базисное и очень важное значение в жизнедеятельности ребенка ( принятие пищи и т.п) ,так и цели, связанные с овладением умений и навыков, отвечающих за полноценную учебную деятельность.

2. Начальный терапевтический этап.

Предполагает углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствует уточнению целей и заканчивается определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок). На данном этапе Монтессори-терапевт организует соответствующую подготовленную среду, помогающую ребенку преодолеть (обойти) имеющиеся моторные ограничения, в полной мере восполнить свои потребности в познании и самостоятельности. Монтессори-терапевт, отдавая себе отчет, что не весь классический монтессори — материал одинаково подойдет для каждого ребенка, проходящего курс реабилитации в центре, адаптирует его, с четким соблюдением концептуальных закономерностей создания материалов методики М. Монтессори и консультирует родителей о возможности организации подобной среды в домашних условиях

3. Основной терапевтический этап.

Во время данного этапа монтессори-терапевтом реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:

— коррекции (негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции — нарушений внимания, мотивации и т.п.)

— оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым — родителем, терапевтом)

— профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний (с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития)

4. Контрольный (оценочный) и прогностический этап,

На данном этапе перед специалистом стоит задача оценить динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и определить необходимость длительности и вида дальнейшего продолжения терапии, и сопровождения семьи.

Монтессори-терапевт в реабилитационном центре работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами, именно комплексный характер такого терапевтического воздействия, позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром расстройств.

Помощь педагога-терапевта адресна, клиентоориентрована, направлена на развитие и преодоление проблем конкретного ребенка, улучшение качества его жизни. Монтессори-терапевт, как и монтессори -педагог, являясь именно педагогом, а не доктором, выполняет главную задачу: помочь родителям научиться жить рядом вместе с их особым ребенком, а не устранить особенности развития ребенка, так как зачастую осуществить это полной мере невозможно.

Служба ранней помощи это служба, работающая в первую очередь с целью поддержки семьи, поэтому роль родительского участия в реабилитационном процессе одна из ведущих.

Монтессори-терапевт, являясь частью команды специалистов Службы ранней помощи, ставит перед собой задачу максимального вовлечения семьи. Именно работа с семьей, одна из самых актуальных социальных составляющих работы монтессори-терапевта.

В рамках осуществления терапевтического подхода методики М.Монтессори, на данный момент существует несколько форм работы с родителями:

· Консультация, ответы на вопросы

( выяснение актуальных проблем, постановка целей, планирование создания материалов соответствующих конкретному ребенку и преследуемым целям в домашних условиях, их расположение дома, проведение экскурса по интересующим теоретическим, методическим ресурсам для домашнего ознакомления.)

· Мастер-класс:

-Изготовление материала (в соответствии с преследуемыми целями, индивидуальными особенностями, сензитивными периодами, моторными и интеллектуальными возможностями конкретного ребенка)

— Презентация материала ребенку (умение правильно провести презентацию материала, разложить даже самое простое, по мнению взрослого действие, на ряд этапов (поддействий), сделав тем самым более доступным и понятным, сложный двигательный акт для ребенка, при первичном занятии, речевое сопровождение во время показа, темп показа, реакция на непредвиденные обстоятельства)

· Совместная работа с родителем и ребенком, на сеансе индивидуальной работы

Совместная терапевтическая работа во время занятий дает возможность родителю взглянуть на своего ребенка немного с другой позиции. С самого первого занятия, когда ребенок заходит в кабинет он воспринимается как полноценная личность, мнением которой активно интересуются, и на которую возлагают ответственность, доверяя к примеру хрупкое стекло кувшинчиков для переливания воды, такой подход приводит к неожиданно положительным результатам, которые не могут не радовать родителей и вдохновлять к дальнейшей самостоятельной работе со своим ребенком.

Монтессори-терапевт учит родителей умению активно наблюдать за своими детьми, осуществлять анализ их движений и действий. Иногда, во время работы с родителями, монтессори — педагог может занять наблюдающую позицию, позволяя матери самостоятельно побыть в роли педагога, моделируя ту ситуацию, которая в будущем повторится в домашних условиях.

Монтессори-терапевт старается быть открытым, правдивым и одновременно тактичным в профессиональных отношениях с родителями ребенка, терпеливо объясняет им, что, если ребенок сначала не достигает результата, или у него что-то не получается — это нормально. Важно проявить терпение, любовь к своему ребенку, и дать ему время.

Завершая данную статью, хотелось бы привести к прочтению известную китайскую народную мудрость, которая дополняет известное высказывание Марии Монтессори.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» китайская мудрость

«Помоги мне сделать это самому» Мария Монтессори

Список используемой литературы:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии- Спб.: Изд-во Речь,2010г-400 стр.
  2. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. Пер. с итал. — Гомель, 1993.
  3. Монтессори М. — Дом ребёнка: метод научной педагогики — М.: Астрель: АСТ, 2006
  4. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития: Мария Монтессори — Санкт-Петербург, АСТ, 2014 г.- 320 с.
  5. Дети — другие: Мария Монтессори — Санкт-Петербург, АСТ, 2014 г.- 320 с
  6. Монтессори М. — Помоги мне это сделать самому — М. : Изд-во Карапуз,2006
  7. Монтессори М. — Впитывающий разум ребенка — СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009
  8. Андерлик Л. Путь для всех. Жизнь с Монтессори. Монтессори-терапия и оздоровительная педагогика на практике. — М. Монтессори-терапия в Москве. — 2008.
  9. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия-М.: Изд-во Речь,2010г.-316с
  10. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
  11. Стэндинг Э.М. — Жизнь и творчество Марии Монтессори — СПб.:Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2010
  12. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори- педагога. Кн. 1/ Ю.И. Фаусек; сост. И ред. Д.Г. Сороков — М.: ФОРУМ,2010
  13. Хилтунен Е. Дети Монтессори — Астрель, 2008
  14. Журнал для педагогов и родителей «Монтессори-Клуб»