Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Загалаева Жанета Алхазуровна
ассистент кафедры исполнительного производства
и организации деятельности судебных приставов
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный
В парадигме правового государства институт гражданского общества наделен определенными механизмами влияния на представительную (законодательную) власть в целом и ее правотворческую деятельность в частности. Одной из конституционных основ такой деятельности является конституционное право граждан на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
В условиях мировой глобализации, модернизации экономики и развития гражданского общества граждане, представители научного сообщества, общественные деятели и субъекты предпринимательской деятельности сходятся во мнении, что развитие института независимой экспертизы необходимо современному государству, для которого характерно усиление взаимодействия власти, бизнеса и общества.[1]
Экспертиза является важнейшим инструментом защиты прав и свобод человека и гражданина и развивает аксиологический подход к правовому статусу личности. Указанный подход, установленный на конституционном уровне, мог бы способствовать развитию эффективного правозащитного механизма, который включает в себя многообразные элементы государственного и общественного контроля.
Одним из главных условий успешной антикоррупционной политики является широкое привлечение общественности к ее разработке и реализации.
В широком смысле цель проведения антикоррупционной экспертизы законодательного акта (его проекта) заключается в выявлении в нем коррупциогенных факторов или нейтрализации возможной коррупциогенности правового акта. Однако коррупциогенный фактор не очевиден. Его обнаружение предполагает применение определенной совокупности приемов и операций, ведущих к достижению цели - выявлению сущностных признаков коррупциогенности. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление и предупреждение каждого из закрепленных в законе коррупциогенных факторов.
Представляется целесообразным включение в их перечень такого коррупциогенного фактора, как отсутствие механизма контроля за реализацией предписания правовой нормы. [2]
Основными элементами механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов являются следующие правовые категории:
конституционное право граждан на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации) и принятое в его развитие законодательство Российской Федерации о проведении антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов;
профилактика коррупции и правоотношения, возникающие в данной сфере: формирование общественного мнения о нетерпимости к этому явлению в обществе, привлечение внимания к существующим проблемам лоббирования интересов целевых групп и контроль за их деятельностью;
экспертное заключение как акт реализации прав и обязанностей субъектов антикоррупционной экспертизы: письменный документ, подготовленный по установленной форме, содержащий перечень выявленных коррупциогенных факторов или информацию об их отсутствии и подписанный экспертом, группой экспертов или руководителем экспертного учреждения.
Акты применения права, по нашему мнению, не являются элементом механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов), так как субъекты экспертизы властных решений не принимают.
Литература:
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 5-12.
Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А.В. Сороко и др. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС», 2013. 160 с.