Евразийский
научный
журнал

Механизм финансирования проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли с использованием внешнеэкономического лизинга

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Питулько Сергей Юрьевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1050
Показать PDF версию Механизм финансирования проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли с использованием внешнеэкономического лизинга

Питулько С.Ю., к.э.н.

Применение зарубежного финансирования и его особой фор­мы - внешнеэкономического (международного) лизинга вызвано тем, что в настоящее время для проведения масштабных лизинговых операций в России прежде всего не хватает достаточно «длинных» и сравнительно дешевых денег, которыми располагают зарубежные фи­нансовые институты. По этой причине перед российской экономикой стоит задача привлечения и эффективного использования таких фи­нансовых источников в лизинговой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что международный лизинг более эффек­тивно развивается в тех странах, где созданы благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности в сфере тамо­женного и налогового обложения, определены льготные процедуры лизинговых платежей.

Международным считается лизинг, при котором хотя бы одна из сто­рон договора - нерезидент страны лизингодателя или лизингополуча­теля или все участники сделки находятся в разных странах. Объектом лизинга может быть любое движимое или недвижимое имущество, от­носящееся к основным средствам.

В настоящее время в организации международных лизинговых сде­лок используется система унифицированных юридических понятий и гармонизированных условий лизинговых договоров, согласованных 55 странами мира в рамках Конвенции УНИДРУА о международном лизинге. Россия стала участником данной конвенции в 1998 г.

Становлению международного лизинга в России способствовало формирование внутреннего лизинга, поскольку они решают разные за­дачи. Если внутренний лизинг в основном способствует активизации инвестиционных процессов внутри страны, то внешнеэкономический лизинг является объективным фактором глобализации сферы произ­водства и возможностей зарубежных финансовых институтов, облегчая тем самым финансирование не только импорта производственного обо­рудования, но и передачу ноу-хау и новейших технологий в российскую экономику.

Международный (внешнеэкономический) лизинг для аэрокосмичес­кой отрасли в зависимости от поставленных целей и задач может при­нимать следующие формы:

♦ экспортный лизинг, в рамках организации которого лизингополу­чателем является зарубежный участник сделки, а объект лизинга (как правило, аэрокосмическая техника) на условиях экспортного контрак­та вывозится из России;

♦ импортный лизинг, в рамках которого на условиях импортного контракта зарубежный участник является лизингодателем, а объект сделки (как правило, производственное оборудование) поставляется непосредственно на предприятие аэрокосмической отрасли;

♦ транзитный лизинг, в рамках которого лизингодатель и лизинго­получатель находятся в разных странах.

Несмотря на то что при разработке российского законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции УНИДРУА, в практике организации международных лизинговых сделок в на­стоящее время в России можно выделить некоторые различия.

1. В отличие от международных требований российское законода­тельство о лизинге не предусматривает необходимость заключения договора лизинга непосредственно к моменту приобретения оборудо­вания либо установления сроков его заключения.

2.  В соответствии с Конвенцией предметом лизинговой сделки могут быть средства производства, комплектное и прочее оборудование. Кон­венцией не предусмотрена передача в лизинг предприятий, что являет­ся правомерным в соответствии с российским законодательством.

3.  Конвенцией предусмотрено, что сумма совокупных лизинговых платежей должна быть эквивалентна всей либо большей части начис­ленного износа оборудования. В российском законодательстве сущест­вует аналогичное условие, но оно используется не во всех лизинговых сделках.

4. В соответствии с Конвенцией лизингополучатель может отказать­ся от объекта лизинговой сделки либо расторгнуть ее в случае, если лизингодатель ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Российское законодательство определяет ответственность за поставку имущества ненадлежащего качества в зависимости от существенности выявленных недостатков и от того, кто именно выбирал поставщика (продавца) имущества — лизингополучатель либо лизингодатель.

При использовании международного лизинга в России необходимо учитывать требования международного стандарта IAS 17 по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций, опубликованного Комите­том по международным стандартам бухгалтерского учета. Согласно стандарту IAS 17 под финансовым лизингом понимается лизинговая сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владе­нием имуществом, передаются лизингополучателю. Право собствен­ности на имущество может передаваться (или не передаваться) в конце срока договора. В финансовом лизинге лизинговые платежи в течение всего срока лизинга обеспечивают лизингодателю возврат стоимости имущества и получение прибыли на вложенный капитал. Знание тре­бований указанного стандарта необходимо при выборе системы бухгал­терского учета конкретного вида лизинга (финансового либо оператив­ного).

Одним из направлений дальнейшего расширения международного лизинга является максимальное использование преимуществ и воз­можностей, которые предоставляет эта форма лизинга. Международ­ные операции лизинга основываются на различиях, существующих на уровне понятия собственности в разных странах:

♦ в странах римского права единственным владельцем имущества является субъект, который имеет документ, подтверждающий право собственности на это имущество;

♦   в англо-саксонских странах собственником имущества считается тот, кто его эксплуатирует.

Данное различие используется в целях организации ступенчатого налогового лизинга: операция начинается в той стране, где налоговые преимущества, связанные с инвестированием, даются юридическому владельцу, и заканчивается в стране, в которой они даются экономичес­кому владельцу. Вследствие этого, осуществляя лизинговую сделку в России, зарубежный лизингодатель может избежать двойного нало­гообложения, если будет осуществлять свою деятельность через меха­низм сублизинга либо через дочернюю лизинговую компанию. Анало­гичная схема организации отношений может быть использована пред­приятиями - изготовителями экспортной продукции аэрокосмической отрасли России, потенциально являющимися лизингополучателями новейшего оборудования, необходимого для их технического переос­нащения.

В соответствии с международной классификацией участники лизин­говой деятельности могут быть условно подразделены на группы:

♦ специализированные лизинговые компании как посредники меж­ду производителями оборудования и его лизингополучателями;

♦ производители и продавцы оборудования, использующие лизинг в качестве инструмента продвижения их товаров на рынок средств про­изводства;

♦ партнеры и спонсоры, заинтересованные и участвующие в реали­зации инвестиционного проекта, которые используют лизинг в качест­ве эффективного метода его финансирования.

Для российских предприятий аэрокосмической отрасли, реализую­щих крупномасштабные проекты, особенно актуальным можно считать расширение возможностей организации лизинговых сделок на основе организации партнерских взаимоотношений. По этой причине одним из направлений преодоления существующих сложностей при реализа­ции международного лизинга в аэрокосмической отрасли является со­здание совместных лизинговых компаний посредством образования дочерних компаний в России либо за рубежом. Реализация лизинговых отношений через контролируемую компанию позволит заинтересовать всех участников проектной деятельности в силу обеспечения транспа­рентности таких сделок.

Создание совместных предприятий в России позволяет решить воп­росы налогового характера в части возмещения НДС и способствует сокращению трансакционных издержек лизинговой сделки в части, ка­сающейся валютного обслуживания сделки, при наличии лицензии Центрального банка РФ на осуществление валютных операций.

Создание совместных компаний за рубежом может также способ­ствовать сокращению затрат по реализации лизинговых сделок в силу возможностей использования более дешевых денежных ресурсов гло­бального рынка капитала, а также преимуществ налоговых и таможен­ных режимов зарубежных стран.

Весь комплекс международных лизинговых услуг в России осущест­вляется отечественными, совместными и зарубежными лизинговыми компаниями. Основной целью международного лизинга для аэрокос­мической отрасли является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Лизинговый процесс по приобретению имущества иностранного происхождения начинается с того, что лизин­гополучатель, имея предложение на импорт определенного оборудова­ния, выбирает зарубежную лизинговую компанию или банк, которые возьмут на себя функции лизингодателя, определяющие затем вид и форму предстоящего лизинга. Особенно это актуально в условиях развивающегося мирового кризиса, который затронул банковскую сферу. В общем виде финансирование международного лизинга представлено на рис. 1

Рис. 1. Механизм финансирования проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли с использованием международного лизинга:

1- организация СП с участием производителя АКТ и зарубежного заказчика АКТ (в том числе внесение взносов в уставный капитал); 2 - заключение контракта на разработку и поставку АКТ; 3 - поставка АКТ в рамках операционной деятельности; 4 - оплата АКТ в рамках операционной деятельности; 5 - учреждение дочерней лизинговой компании; 6 - заключение договора международного лизинга между Лизингодателем и Лизингополучателем; 7 - заключение кредитного договора с зарубежным банком; 8 - представление СП гарантии возврата средств по кредитному договору; 9 - страхование сделки иностранной страховой компанией; 10 - заключение договора на поставку технологического оборудования; 11 - предоставление кредита Лизингодателю зарубежным банком; 12 - оплата Лизингодателем оборудования его изготовителю; 13 - поставка технологического оборудования изготовителем дочерней Лизинговой компании Лизингодателю; 14 - поставка технологического оборудования Лизингодателем по договору международного лизинга; 15 - выплата лизинговых платежей Лизингополучателем

Большое значение для развития как внутреннего, так и внешнеэко­номического лизинга представляет широкое использование лизинга с полным набором (пакетом) услуг (Full-service leasing). Такая форма лизинга предполагает, что российский или зарубежный лизингодатель помимо выполнения работ, связанных с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, принимает на себя выполнение ряда дополнительных функций (например, по уплате налогов, страхованию и техническому обслуживанию имущества). Лизингодатель может взять на себя и другие обязательства: оказание услуг по подбору обо­рудования, исходя из производственных интересов покупателя, пла­нирования структуры и последовательности обновления технического парка клиентов, замену оборудования в случае непредвиденного вы­хода его из строя. Данный вид сделки широко используется в развитых странах, поскольку обеспечивает обоюдную заинтересованность ли­зингодателя и лизингополучателя в успешном завершении инвестици­онного проекта.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в ближай­шие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций на российский рынок лизинга может стать основной движущей силой раз­вития предприятий и организаций аэрокосмической отрасли. Лизинг может стать одним из прогрессивных методов финансирования отраслевых инвестиционных проектов, способствующих ускоренному об­новлению производственной базы на основе обеспечения доступа к пе­редовой технике. Значение лизинга усиливается тем, что он позволяет разрешить противоречие между необходимостью использования в усло­виях обостряющейся конкуренции современной техники и быстрым моральным ее старением.

Последующая детализация этих направлений должна учитывать спе­цифику проекта технического обновления, а также условия функцио­нирования отрасли (кризис, негативная динамика предыдущего разви­тия, разработка целевых программных документов и т. д.). При этом необходимо уметь привлекать инвестиции внутри страны и за рубежом, анализировать их достоинства и недостатки и наиболее полно исполь­зовать механизмы, позволяющие различным источникам финансиро­вания заменять или дополнять друг друга в процессе проектирования и реализации сделки.

Таким образом, внедрение в практику перечисленных направлений совершенствования лизингового процесса позволит лизингу стать веду­щим инструментом повышения эффективности финансирования про­ектов как технического переоснащения предприятий аэрокосмической отрасли России, так и реализации их крупномасштабных проектов.

Автор рассматривает лизинг как перспективный и эффективный метод финансирования аэрокосмических проектов, что объясняется следующими обстоятельствами.

Разработанные и предлагаемые к использованию методические под­ходы позволяют компании-лизингополучателю выбрать именно того лизингодателя, критерии деятельности которого окажутся наиболее оптимальными из числа рассматриваемых компаний.

В целях проведения углубленного анализа предлагается использовать методику сравнения совокупных затрат на обслуживание долговых обязательств перед различными лизингодателями. Критерием выбора является сумма чистого дисконтированного потока денежных плате­жей лизинговой сделки, по которой они окажутся наименьшими.

Развитие такого рода сделок потребует четкой организации лизин­гового процесса в аэрокосмической отрасли, для чего необходимо стро­го соблюдать и выполнять рекомендуемые в работе организационные процедуры.