Евразийский
научный
журнал

Мастера золотошвейного искусства Бухары ХХ века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Туксанова Вилоят Ражабовна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 1491
Показать PDF версию Мастера золотошвейного искусства Бухары ХХ века

Преподаватель кафедры изобразительного искусства
и инженерной графики БухГУ
В.Р.Тухсанова
Член Академии художеств

Бухара, овеянная легендами, - чрезвычайно популярный город, посещаемый местными  и иностранными туристами. Надолго запоминаются многочисленные памятники стари­ны - свидетели богатой самобытной культуры древнего го­рода, чарующее прозрачное голубое восточное небо и прек­расная панорама современной Бухары. Интересны музеи, экспозиции которых рассказывают о природе края и его богатой событиями истории. Бережно хранятся в них и зо­лотошвейные экспонаты нетленная память о замечатель­ных зардузах, создателях прекрасных произведений древ­него искусства.

Вся жизнь и творческая деятельность мастеров - золотошвеев тесно связана с историей Бухары. Большинство из них - потомственные зардузы, у которых, отцы, деды и пра­деды - золотошвеи.

Бухарские мастера, как и все бухарцы -  народ поэтич­ный. Они любят свою Бухару, свое искусство и  судя по их неторопливым рассказам, в Бухаре самое высокое и са­мое синее небо, самое яркое солнце, самая светлая луна, искусство - самое красивое, и все самое, самое...

Многих мастеров и их творчество народ  хорошо знал, а также гордился их  трудолюбивостью.

Мы  решили коротко рассказать вам о мастерах-золотошвеях,  внесших свой вклад в бухарское золото­швейное искусство. Не­сомненно, что все мастера интересны, оригинальны, и в этом смысле, о каждом можно написать книгу. У каждого своя жизнь, творческие достижения и поиски, у каждого свои неповторимые произведения. Не упомянуть хотя бы коротко о немногих из них невозможно. К сожалению, многие события творческой жизни мастеров история не со­хранила.

Трудно, почти невозможно установить и автор­ство сохранившихся произведений золотого шитья мастеров старшего поколения.

Прошли года, десятилетия. Не осталось мастеров старой бухарской школы XIX века. Но их талант нашел продолжение в новом поколении золотошвеев,  воспитанном и обученном в ХХ веке, и продолжающем по сей день прекрасные традиции золотошвейного искусства.

Рахмат Мирзаев являеся старейшим потомственным мастером бухарской золото­швейной школы (1878-1963). Обучался он у отца и мастеров XIX века. Смолоду работал в мастерской Кори Хасана. Усердно обучал, передавая свой опыт молодому поколению золотошвеев.

При самом активном участии Рахмата Мирзаева были созданы многие уникальные панно: панно-занавес для сце­ны Государственного академического Большого театра опе­ры и балета имени Алишера Навои (по эскизу академика Щусева), панно «40 лет Октября» и «Союз нерушимый» (по эскизу народного художника Узбекистана В.П.Столя­рова), панно «Хлопок» (по эскизу М. Прутской). В 1946 году он самостоятельно выполнил Герб СССР и Герб Узбекистана, в котором превосходно применил тончайшую разра­ботку традиционными золотыми художественными швами. Его работа свидетельствовала о глубоком знании наследия бухарской школы. В искусстве «малых форм» он создал серию тюбетеек с традиционными узорами: «дархам», «хуршед», «заминдузи», «тодж», «куббадузи» и др. К при­езду в Ташкент в 1956 году Джавахарлала Неру и Индиры Ганди в дар уважаемым гостям он выполнил золотошвей­ный мужской халат и женский камзол.

В 1957 году, одним из первых среди бухарских  золото­швеев, он получил звание народного художника Узбекистана.

Рахмат Мирзаев отличался незаурядным талантом, скромностью, творческой плодотворностью и был очень уважаемым в коллективе. Все его называли «омакшо» - омак - дядя, кшо- буквально-принц, король, почетный че­ловек.

Последнее творение старого мастера, уникальное орна­ментальное панно по эскизу ташкентского художника В.Н.Кедрина. На нем был изображен бухарский архитек­турный памятник X века Исмаила Самани. Великолепна декоративная четкость золотого шитья,

В 1961 году на тематическом смотре народного искусст­ва в Москве Рахмат Мирзаев был отмечен Большой золотой медалью за пешонабанд «Голубь мира» и ряд тюбетеек.

Пулат  Хакимова -  самобытная, талантливая бухарская мастерица. Всю свою жизнь она посвятила любимому делу. Родилась в последний год XIX века, в Бухаре. С 12 лет начала обучаться золотому шитью у своей тети. Сначала Пулат осваивала швы, затем узоры, а в 15 лет уже выполняла композиции. Вышивала женские камзолы, налоб­ные украшения, женские шаровары под платье, вышитое до колен, обшивку для ворота платья и жилеты. Девочка украшала своим искусством одежду, аксессуары, ее единственной и по­стоянной учительницей, а также компаньонкой была ее тетя.

Пулат Хакимова в 1928 году одной из первых пришла в артель. Восстанавливала традиционные золотошвейные узоры для жилетов, тюбетеек, поясов, сумочек. Передала и привила вкус к золотошвейному искусству своей дочери  Саломат  Ядгаровой,  а та обучила свою дочь, внучку Пулат Хакимовой - Мохиру Джураеву. Саломат Ядгарова участвовала в создании многих современных произведений золо­того шитья, а ее дочка Мохира еще долгие года продолжила  ремесло матери, успешно проработав в золотошвейной фабрике.

Нурмат Султанов – (1908-2014)потомственный мастер: прадед, дед и отец - Султан  Разаков - бухарские золотошвеи. Обучаться этому искусству он начал с девяти лет.

Нурмат Султанов высококвалифицированный вышивальщик и составитель орнамента для тюбетеек, туфелек, поясов, су­мочек и различных сувенирных изделий.

В совершенстве владел всеми художественными швами. Он является автором ряда тюбетеек «рано», «гульноз», «гули-бодом», «куш-бодом», многих су­венирных предметов. Принимал участие в изготовлении уникальных панно.

Участник II мировой войны, был тяжело ранен, вернувшись с войны, продолжил трудиться, с увле­чением отдаваясь любимому искусству.

Нурмат Султанов в расцвете творческих сил, создавал все новые и новые узоры для золотошвейных изделий.

Максума Ахмедова (1921-1972) - будучи тринадцатилетней де­вочкой стала обучаться искусству золотого шитья в фаб­рично-заводском училище, где преподавали крупный мас­тер - художник - «тархкош» Расул Васиев и опытный мастер Гайбдулла  Мухамедов, а когда стала работать, перенимала опыт у Нугмана Аминова и Рахмата Мирзаева.

Способная и трудолюбивая  Максума  Ахмедова в совер­шенстве владела всеми техническими и художественными приемами золотошвейного искусства, а потом сама обуча­ла молодых мастериц.

Замечательная мастерица создавала узоры для изделий массового производства, руководила и принимала творческое участие в создании уникальных золотошвейных панно по эскизам народного художника Узбекистана В. П. Сто­лярова - «Гирих», «Анар» («Гра­нат»).

Особенно ярко и современно отразились золотошвейные традиции в тематическом панно «Байрам» («Праздник»), выполненном по совместному эскизу Ахмедовой и Столя­рова. Работа получила всеобщее признание, а в 1961 году на тематическом смотре в Москве Максума, как соавтор и исполнитель, была удостоена Малой золотой медали.

Максума Ахмедова пользовалась в коллективе уваже­нием и авторитетом. Была удивительно гармоничной лич­ностью, как художник и человек, скромной и душевно доб­рой.

За большой вклад в развитие бухарского золотошвейно­го искусства ей, одной из первых женщин - золотошвей, было присвоено почетное звание народного художника Узбек­истана, она награждена орденом Трудового Красного Знамени и Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекистана.

Муяссар Темирова - принадлежит к младшему поколению бухарских золо­тошвеев,  получившему обучение у современных масте­ров. Уже показала себя зрелым мастером, добившись бле­стящих успехов в золотошвейном искусстве, отмеченных присвоением ей почетного звания народного художника Узбекистана.

Муяссар Темирова родилась в 1941 году. Окончив шко­лу в 1959 году, поступила ученицей на золотошвейную фаб­рику. Ей очень повезло: ее первой учительницей стала народная художница республики Максума Ахмедова. Спо­собная и трудолюбивая, Муяссар успешно овладела техническими и художественными приемами золотого шитья, а через семь лет сама стала ведущим мастером и наставницей молодежи. Известны и созданные ею узоры для тюбетеек, туфелек, накидок для телевизора. В 1970 году по заказу республиканского Дома моделей для выставки ЭКСПО-70 в Японии создала женский золотошвейный комплект.

Темирова активно участвовала и непосредственно руко­водила изготовлением уникального панно к 525-летию Алишера Наваи.

Муяссар - одна из ведущих мастериц золотошвейной фабрики Бухары. Художница много работала над созданием новых образцов, изделия в ее исполнении всегда были исключительно декоративны. Молодая художница была приветливой, общительной, ду­шой творческого коллектива.

Муяссар на всю жизнь сохранила благодарность, дру­жескую привязанность и внимание к семье и детям своей учительницы Максумы Ахмедовой, у которой переняла за­мечательное искусство.

Обобщая вышесказанное нужно заметить, что творческое переосмысление традиции - это, прежде всего и талант, и поиск, и безупречное мастерство.  А для того, чтобы постигать тайны традиционного искусства, сохранять и развивать мастерство, нужно радикально изменить процесс подготовки кадров. Сегодня всех нас не может не тревожить тот факт, что на бухарском золотошвейном ремесле заняты всего-навсего несколько потомственных мастеров, владеющих всеми традиционными приемами.

Новое общество, новый бытовой уклад, новая мода, новые достижения науки и техники и, наконец, новые материалы заставляют по-новому мыслить и творить. Современным бухарским  золотошвеям - потомкам  виртуозов -зардузов  ХХI века - предстоит нелегкая, но почетная задача идти дальше славным, ужу современным путем.                                                               

Литературы

  1. Гончарова П.А.Золотое шитье Бухары, Ташкент,1940-1941.

  2. А.И.Сидоренко, Ф.Р.Артиков, Р.Р.Раджабов  Золотое шитье Бухары Ташкент-1981.- 112с

  3. Н.Садикова - Национальная одежда узбеков (XIX-XX вв) Т.:«Шарқ», 2003 – 160 стр.

Рюземе

В данной статье говорится о мастерах золотошвейного искусства Бухары  ХIХ - ХХ вв. Также говорится об истории создания золотошвейных  изделий XIX - XX вв. Перечислены и описаны изделия вышитые золотошвейным способом.