Евразийский
научный
журнал

Малое и среднее предпринимательство: экономическая сущность и принципы функционирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Митрушова Марина Леонидовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2019»  (июнь, 2019)
Количество просмотров статьи: 376
Показать PDF версию Малое и среднее предпринимательство: экономическая сущность и принципы функционирования

Митрушова М.Л.
Старший преподаватель,
Ташкентский государственный технический университет,
г. Ташкент, Узбекистан

На данное время в мировой науке нет конкретного понятия предпринимательства. Впервые в истории определение «предприниматель» было опубликовано во Всеобщем коммерческом словаре, который был издан в Париже в 1723 г. Суть понятия «предприниматель» состояла в том, что человек брал на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

Для выявления сущности предпринимательства необходимо изучить мировой опыт исследования и изучения данного понятия.

Из всех имеющихся определений, в международной практике можно выделить четыре условных этапа эволюции научного определения и осмысления предпринимательства: сделать рисунок

I этап — приходится на XVIII в., представители — Р.Кантильон, М.Питерс, Р.Хизрич, А.Смит и др., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска

II этап — приходится на начало XIX в., представили — Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др., изучение основной отличительной черты предпринимательства — новаторство.

III этап — приходится на конец XIX и начало XX вв. представили — Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др., сосредотачивается внимание на особых качествах, присущих только предпринимателям. Это способность быстро отреагировать на всякие изменения ситуации, которые затрагивают производственную, экономическую и социальную стороны жизни государства; индивидуальность в выборе точки зрения и принятии решения, наличие опыта способностей в управлении; а также роли «предпринимательства» и «предпринимателя» в экономической системе государства и мира.

IV этап приходится на настоящее время, в котором развитие теории предпринимательства акцентируется на управленческий и инновационный аспект.

В «Энцик­лопедическом словаре предпринимателя» понятие «предпринимательство» трактуется «предпринимательство (фр. enterprise) — инициативная самостоя­тельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридиче­скую ответственность юридического лица» [1].

В мировой практике предпринимательская деятельность характеризуется такими признаками как инициативность, ответственность к работе, самостоятельность при принятии решения, активный поиск, мобильность к изменениям рынка.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства (МСП) это — занятость, а, следовательно, качество жизненного уровня населения страны, заполнения рынками необходимыми товарами и услугами, формирование и становление среднего класса, а также осуществление общественных программ.

Для формирования предпринимательства важны определенные экономические, социальные и правовые условия:

1. Экономические обстоятельства — это в первую очередь предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые имеют все шансы приобрести покупатели; размер денежных средств, которые они могут израсходовать на эти покупки и др.

2. Социальные условия, до этого всего, стремление клиентов покупать товары, отвечающие конкретным вкусам и предпочтениям. На различных этапах необходимости могут изменяться и находиться в зависимости от всевозможных моментов. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, к условиям труда, предлагаемым делом. Ещё, предприниматель обязан решать социальные трудности работников: охрана здоровья, сохранение рабочих мест. Весомую роль несет подготовка и переподготовка кадров.

3. «Каждая предпринимательская деятельность действует в рамках правовой среды. До этого всего, речь идет о законодательстве, регулирующих предпринимательскую работу, создающих более подходящие условия для развития предпринимательства. Законы должны гарантировать: ускоренную и облегченную функцию открытия и регистрации компаний, защиту от государственного бюрократизма, улучшение налогового законодательства, развитие общей предпринимательской деятельности РФ и зарубежных государств и др.».

Принципы малого предпринимательства, которые можно сформулировать, проанализировав зарубежный и отечественный опыт:

— формирование среднего класса, что необходимо для политической стабильности в демократическом обществе;

— увеличиваются доходы граждан, соответственно уравнивая грани между социальными группами;

— отбор энергичных, грамотных индивидуальностей, для которых МСП становится первичной школой самореализации;

— создание новых рабочих мест;

— разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

— ликвидация монополии производителей;

— создание конкурентной среды;

— привлечение различных ресурсов (материальных, финансовых, природных, социальных) и более эффективное их применение;

— тесная производственная взаимосвязь между различными отраслями экономики.

Современное МСП можно охарактеризовать, как особый новаторский, c антибюрократическим стилем ведения хозяйства, которое находится в постоянном поиске новых вариантов и возможностей, ориентируется на инновационный продукт и технологии и имеет отличительную способность использовать необходимые ему ресурсы из самых разных источников.

Президент Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена заметил, что МСП принадлежит к социально-экономическому процессу, в который входят множество элементов, таких как мораль предпринимателя, культура поведения, психологии, что должно соответствовать настоящему времени — времени больших изменений в технике, технологии, науки, производстве, жизни.

Поэтому к современному МСП предъявляется ряд требований социально-этического характера, такие как:

— ответственность перед обществом в сохранении чистой экологии и бережное использование существующих природных ресурсов;

— ответственность перед потребителем за выпуск качественных товаров, отвечающих соответствующих ГОСТам;

— ответственность перед наемными работниками, которая выражается в ненарушении Трудового Кодекса.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малых предприятий:

· самостоятельность и оперативность действий;

· получение максимум доходов;

· гибкость в принятии решений;

· оперативность в производственной деятельности;

· конфиденциальность деятельности;

· быстрое реагирование на изменения отечественного и зарубежных рынков;

· маленький штат персонала, который управляет МСП;

· восприимчивость к новациям;

· использование сфер, невыгодных для использования большому предпринимательству;

· адаптированность к местным условиям производства и оказания услуг.

В заключении можно сделать вывод, что МСП является важнейщим индикатором и элементом рыночной экономики государства, определяющий уровень темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Список использованных источников

  1. Энциклопедический словарь предпринимателя. СПб.: АЯКС, 1992.
  2. Буров В.Ю., Капитонова Н. В., Кайбалина Н. Б. О роли малого предпринимательства и образования в разви­тии цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2018. № 4. С. 44-49.