Евразийский
научный
журнал

Лизинг как метод повышения экономической безопасности аэрокосмических проектов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Питулько Сергей Юрьевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 1542
Показать PDF версию Лизинг как метод повышения экономической безопасности аэрокосмических проектов

Питулько Сергей Юрьевич

Именно лизинг является тем методом, который может обеспечить обновление производственно-технической базы предприятий аэрокосмического комплекса в рамках внедрения крупномасштабных проектов даже при отсутствии соответствующих объемов первоначального капитала. Это объясняется тем, что в случае, если предприятие является лизингополучателем, ему передаются не­посредственно основные, а не денежные средства, должный контроль использования которых не всегда можно обеспечить.

Кроме того, анализ функционирования отдельных предприятий аэро­космической отрасли и ее инвестиционной привлекательности пока­зывает, что она располагает основными факторами, позволяющими использовать в целях своего развития лизинг: в отрасли имеются науч­но-исследовательская и производственная база, сырье, материалы и комплектующие, квалифицированная рабочая сила, возможность поставок и необходимость закупки продукции как гражданского, так и военного назначения.

Необходимо отметить, что большинство выпускаемой аэрокосмичес­кой отраслью продукции - это идеальный капитал для такого метода финансирования, как лизинг. В то же время сама отрасль использует в своем производстве большое количество новейшей техники и про­грессивной технологии, которые могут быть объектом лизинга при реализации крупномасштабных проектов в интересах отрасли. Тем самым лизинг в аэрокосмической отрасли, с одной стороны, расширяет рынки сбыта за счет передачи аэрокосмической техники в лизинг, с другой - решает задачу обновления производственного потенциала посредством лизинга новых прогрессивных видов оборудования. По этой причине для того, чтобы максимально использовать преимущества лизинга, в том числе международного, разработчикам аэрокосмических проектов не­обходимо достаточно грамотно подойти к организации лизингового процесса.

В этой связи важнейшей задачей для специалистов, занимающихся вопросами лизинга, является выбор такой лизинговой компании (вклю­чая иностранную), которая обеспечит максимальный экономический эффект от внедрения инвестиционного проекта.

В связи с постоянным ростом числа лизинговых компаний выбор лизинговой компании, отвечающей условиям конкретного инвестици­онного проекта, является достаточно сложным делом. Публикуемый в средствах массовой информации рейтинг ведущих лизинговых ком­паний не может служить единственным критерием для выбора лизингополучателем конкретной лизинговой компании. При этом до сих пор не разработаны критерии, которые, с одной стороны, позволили бы учитывать требования каждого конкретного клиента, а с другой - да­вали бы возможность всем потенциальным инвесторам принять учас­тие в таком отборе.

В связи с этим в исследовании предпринята попытка систематизи­ровать эти требования и представить их в виде общих критериев оцен­ки и выбора лизинговой компании, которая будет отвечать требовани­ям соответствующего инвестиционного проекта.

Мною систематизированы базовые требования к лизинговым компа­ниям, которые представлены в виде критериев, рекомендуемых к ис­пользованию при выборе соответствующего источника и субъекта фи­нансирования. К ним относятся: вид лизинговой компании по характе­ру ее деятельности; надежность компании; срок нахождения компании на рынке лизинговых услуг; добросовестность компании; источники финансирования лизинговой компании; наличие дополнительных вы­год и услуг компании; сроки рассмотрения заявки и принятия решения; репутация компании.

Рассмотрим критерии оценки лизинговой компании.

  1. Выбор вида лизинговой компании зависит от поставленной задачи. Если разработчику проекта целесообразно получать сервис, адекватный профессиональным запросам своей сферы рынка, то выбор должен быть сделан в пользу специализированной лизинговой компании. В случае покупки по лизингу распространенной техники или оборудования вы­бирают универсальную компанию, которая работает с большим набором основных средств и имеет тесные связи с заводами-производителями. Такой подход позволяет сократить затраты на внедрение проекта и ус­корить время рассмотрения заявки и принятие решения.
    Лизинг оборудования, предназначенного для отраслевых проектов, как правило, осуществляется через узкоспециализированные лизинго­вые компании, учрежденные крупными производственными структу­рами, В этой связи в марте 2004 г. Росавиакосмос принял решение о назначении корпорации «Аэрокосмическое оборудование» головной организацией по внедрению на его предприятиях финансовой систе­мы лизинга. В соответствии с решением Росавиакосмоса корпорацией «Аэрокосмическое оборудование» и банком «Таврический» учрежде­на Лизинговая компания ОПК, которая призвана обеспечить модер­низацию производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса России. К настоящему времени у лизинговой компании име­ются тесные отношения с банками, другими финансовыми структура­ми, ею профинансировано несколько крупных проектов.
  2. Надежность компании можно в определенной мере оценивать по рейтингу лизинговой компании, так как чем выше рейтинг, тем лучше, при прочих равных условиях, будет проведена лизинговая сделка. Од­нако лизингополучателя интересует также возможность лизингодателя не только профинансировать сделку, но и впоследствии качественно сопровождать ее. Именно в этом случае наиболее логично обратить внимания не только на опыт лизинговой фирмы, но и на ее специали­зацию по клиенту и виду оборудования.
  3. Срок функционирования лизинговой компании является одной из характеристик рейтинга компании. Время нахождения компании на рынке лизинговых услуг является важным моментом в процессе выбо­ра компании, так как полученный опыт и налаженные связи с произво­дителями техники позволяют ускорить лизинговый процесс. Кроме того, такие компании хорошо информированы о состоянии рынка ли­зинговых услуг и имеют возможность предвидеть возможные осложне­ния при сделке, о которых клиент может быть предупрежден заранее.
  4. Одним из важных критериев является добросовестность компа­нии, выражающаяся в постоянном обновлении своих данных о резуль­татах финансово-хозяйственной деятельности, изменениях в структуре лизинговых услуг, кадровых перестановках и т. п., публикуемых в Ин­тернет-сайтах или в периодической печати. В этом случае нет необхо­димости проверять полномочия должностных лиц лизингодателя в части уточнения, имеют ли они право заключать договор лизинга.
    Добросовестность лизинговой компании выражается также в том, что она обязана проинформировать клиента обо всех правах третьих лиц на предмет лизинга, так как он может быть заложен.
  5. При выборе лизинговой компании следует обратить внимание на источники финансирования, которые она использует. В этой связи важ­но наличие прозрачности информации о деятельности лизинговой ком­пании.
  6. Немаловажное значение имеет и такой критерий, как наличие у ли­зинговой компании дополнительных выгод и услуг по сравнению с дру­гими компаниями. Это может быть особый график лизинговых плате­жей, учет дополнительных требований лизингополучателя и пр. Отдель­ные компании в целях привлечения клиента (особенно крупного) предлагают лучшие по сравнению со стандартными условия.
  7. Сроки рассмотрения заявки и принятия решения - неотъемлемая часть лизингового процесса. Данный критерий очень важен в том слу­чае, если установлены конкретные сроки для осуществления програм­мы, финансирование которой будет осуществлено на основе лизинга. Затягивание сроков рассмотрения заявки в 20 % случаев приводит к от­казу клиента от выбранной лизинговой компании.
  8. В мире финансовых услуг репутация играет важную роль. Успеш­но реализованные проекты являются дополнительной гарантией на­дежности лизинговой фирмы. Такую информацию можно узнать от бывших ее клиентов.


Останавливая свой выбор на той или иной лизинговой компании, предприятие может не только отталкиваться от отзывов ее клиентов, но и самостоятельно запросить у лизингодателя всю недостающую до­кументацию, так как информация о лизингодателе должна быть откры­той. Работа по выбору компании предполагает также внимательное изучение уставных документов, бухгалтерского баланса, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и других докумен­тов, характеризующих компанию.

Таким образом, выбор лизинговой компании для реализации инвес­тиционного проекта является одним из существенных элементов ли­зингового процесса, который в дальнейшем предполагает разработку критериев, при помощи которых будет выбран эффективный вариант технического перевооружения аэрокосмической отрасли.

Разработанные критерии оценки используются в целях ранжирова­ния лизингодателей на предварительном этапе анализа и окончатель­ного выбора лизингодателя и наиболее эффективного варианта сделки (рис. 1.1).

При выборе метода финансирования сравнение самофинансирова­ния, лизинга и кредита не представляет каких-либо сложностей, однако для лизингополучателя важно проведение анализа финансовых условий существующих предложений на рынке лизинговых услуг для выбора компании-лизингодателя и наиболее эффективного варианта сделки.

Для сравнения стоимости услуг лизингодателей в работе применя­ется критерий минимизации абсолютного значения дисконтированных затрат (DCi→min), которые рассчитываются по формуле, аналогичной формуле расчета чистой дисконтированной стоимости:


Рис. 1.1. Алгоритм выбора оптимальной лизинговой схемы

для аэрокосмических проектов

(1.1)

где: Pk сальдо периодических и единовременных расходов и косвенных доходов (налоговая экономия) для k-го периода; r – ставка дисконтирования; LC – стоимость лизингового имущества; n – количество периодов; i – порядковый номер соответствующего лизингодателя.

Анализ сделок и выбор лизинговой компании проводится по наимень­шему значению дисконтированных затрат i-го лизингополучателя.

Результаты анализа могут сильно различаться в зависимости от выбора ставки дисконтирования (или процента), поэтому необходи­мо обратить особое внимание на определение величины данного ко­эффициента. Критерием выбора соответствующей ставки дис­контирования можно считать минимально требуемую доходность ли­зингополучателя на инвестируемый им капитал. В общем случае лю­бое привлечение источника финансирования связано для предприя­тия с определенными затратами: банкам необходимо выплачивать проценты за кредит, акционерам - дивиденды, лизинговым компани­ям - проценты за осуществленные ими инвестиции.

Вследствие этого в целях окончательного выбора компании-лизин­годателя после проведения рейтинговой оценки лизингодателей пред­лагается использовать следующий алгоритм.

  1. Изучить статью лизингового договора «общая сумма договора и по­рядок расчетов» и графики лизинговых платежей, выбранных по рей­тингу компаний, в целях сравнения платежей по каждому рассматри­ваемому лизинговому договору со своими планируемыми доходами. Такой подход на стадии планирования позволит определить, доста­точно ли у предприятия (приобретателя оборудования) денежных средств в каждом интервале планирования для выплаты аванса, лизин­говых платежей и выкупной цены лизингового имущества.
  2. Провести оценку всех расходов предприятия, связанных с ли­зингом и не указанных в договоре финансового лизинга (затрат на страхование, транспортировку, монтаж, строительные работы, закуп­ку расходных материалов для ввода оборудования в эксплуатацию и т. д.).
  3. Построить прогнозный поток денежных средств - суммарных за­трат предприятия и выбрать наиболее подходящие варианты сделок в соответствии с бюджетами предприятия на периоды, попадающие на срок действия лизингового договора.
  4. Выбрать ставку процента для проведения дисконтирования по­токов лизинговых платежей. С этой целью можно использовать вели­чину стоимости заемного капитала (чаще всего - посленалоговую стоимость капитала). Вместе с тем в зависимости от выбора ставки дисконтирования могут быть получены значительно отличающиеся результаты расчетов, что придает определенную субъективность про­водимому анализу.
  5. Проанализировать выбранные ранее варианты сделок путем сравне­ния графиков платежей с учетом распределения суммы платежей по пе­риодам, периодичности выплат, моментам выплат. В рамках анализа ис­пользуется дисконтирование потоков денежных средств и сравнение их приведенной стоимости. Процесс дисконтирования показан на рис. 1.2.
  6. Окончательное решение принимается по критерию минимизации абсолютного значения дисконтированных затрат.

В аэрокосмической отрасли лизинговые договоры достаточно слож­ны, их экономические условия полностью увязаны с договорами на поставку оборудования (в большинстве случаев это внешнеторговый контракт). Почти всегда оборудование изготавливается под заказ, срок от момента подписания договоров лизинга до поставки оборудования и его монтажа на терри­тории лизингополучателя, как правило, составляет более года. Соот­ветственно лизинговые платежи оплачиваются позднее, чем лизинго­вая компания начинает финансировать проект.


Рис. 1.2. Схема дисконтирования потоков лизинговых платежей:

LPk - лизинговый платеж за период; LCn - выкупная цена (остаточная стоимость); r - ставка процента (дисконтирования); n - количество периодов

Разработка инвестиционного проекта по техническому перевооруже­нию предприятия аэрокосмической отрасли практически всегда прово­дится этим предприятиям самостоятельно, без привлечения лизингода­теля, поэтому, с одной стороны, он несет все риски по лизинговой сделке, связанные с обязательствами изготовителя оборудования, а с другой — он досконально знает все экономические условия, связанные с закупкой оборудования, изложенные в договоре или внешнеторговом контракте. Часто эти условия дублируются и в лизинговом договоре.

Критерии выбора лизинговых компаний на основе анализа эффек­тивности совершенно различных лизинговых сделок, которые заклю­чаются с предприятиями аэрокосмической отрасли, имеют большое значение. Направляя коммерческие предложения по поставке предприя­тию оборудования в лизинг, компании указывают коэффициент удо­рожания оборудования, который равен общей сумме лизингового до­говора, отнесенной к плановым затратам лизингодателя. Предприяти­ям предлагается осуществить выбор наиболее выгодного предложения, соответствующего минимальному значению этого коэффициента. Од­нако сравнение по данному критерию не представляет практического интереса, так как не учитывает основных условий лизинговых сделок. По аналогии с эффективной процентной ставкой, которую Центральный банк РФ с 1 июля 2007 г. обязал коммерческие банки рассчитывать и доводить до заемщика, необходимо разработать и утвердить анало­гичный критерий для лизинговых компаний.

Привлечение финансовых ресурсов для приобретения оборудования по лизингу основано на применении соответствующей ставки дискон­тирования. Применительно к данному случаю для расчета ставки про­цента, который характеризует реальное удорожание оборудования для лизингополучателя, необходимо разбить весь срок проекта на периоды, составить систему линейных уравнений денежных потоков:

C1 = P0 - LP0

C2 = C1 + r1 · C1 + P1 - LP1

· · · (1.2)

Ck+1 = Ck + rk · Ck + Pk - LPk

· · ·

Cn+1 = 0,


где Ck сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало k периода; Ck+1 сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало k+1- периода; Pk платежи, произведенные лизинговой компанией в k-периоде, составляющие плановые затраты компании по лизинговой сделке (отток денежных средств); LPk - лизинговые платежи, включая выкупную цену, аванс и т.д. (приток денежных средств); rk – ставка процента за период; n – конечный период.

Учитывая, что Сn+1 = 0, данная система уравнений решается методом последовательных приближений в стандартной программе Microsoft Excel (команда Сервис - Параметры - вкладка Вычисления, подраздел Итерации). Решение системы уравнений позволяет найти реальный коэффициент удорожания оборудования r:

r = rn · п. (6.3)

Критерием выбора компании-лизингодателя для лизингополучателя будет такой контракт, по которому рассчитанная ставка удорожания оборудования в соответствии с разработанной методикой окажется минимальной для лизингополучателя

Анализируя коммерческие предложения и уже заключенные догово­ры, можно сделать вывод о динамике изменения экономических усло­вий за определенный период времени сотрудничества с конкретными лизинговыми компаниями, определить целесообразность продолжения работ с ними или принять решение о необходимости поиска новых парт­неров, предлагающих более выгодные экономические условия лизин­говой сделки.