Евразийский
научный
журнал

Литературное чтение как путь формирования читательских интересов у детей младшего школьного возраста.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алиева Анна Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2347
Показать PDF версию Литературное чтение как путь формирования читательских интересов у детей младшего школьного возраста.

Алиева Анна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Основная общеобразовательная школа №38 им. С.В. Кайгородова.
Россия, г.Ленинск-Кузнецкий
E- mail: anutkaalieva@mail.ru

Приоритетной целью уроков  литературного чтения является формирование интереса детей к чтению, к книге, литературе, воспитание художественного вкуса, расширение  и  систематизация знаний о лучших образцах классической и современной детской литературы, доступных для понимания младшими школьниками. Предмет, который получил название « Литературное чтение», предполагает интегративный подход к обучению и воспитанию младшего школьника как читателя.

На уроках литературного чтения произведение рассматривается как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное содержание. Именно анализ образных средств, которые использовал автор, способствует выделению идеи произведения, характеристике авторских идей и взглядов. Содержание художественного произведения может быть оценено только на основе анализа используемых форм выражения, в процессе которого происходит сравнение позиции  писателя с возникшим при чтении мнением читателя. Этим восприятие художественного произведения отличается от дидактического, где идея не « спрятана»,  а высказывается прямо и не подлежит обсуждению. По меткому выражению В.Г. Белинского, произведение  нужно воспринимать сначала « сердцем», а потом « умом», - выдающийся критик был противником «интеллектуального» способа работы над произведением.

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы в литературном чтении. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать , но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее как анализ. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов . Школьник, отвечая на вопрос, вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью учителя особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Поскольку литература – это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям необходимо показать, как «сделано» произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям ( рифма, сравнение, олицетворение). В ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора. Проводя анализ произведения на уроках литературного чтения, учитель должен научиться превращать его  из учебного упражнения в серьезный, интересный, полезный для детей разговор  о литературе, ее особенностях как вида искусства, её воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы: станет ли тайное явным;  можно ли победить смерть и сделать жизнь вечной; что такое природа и каково место человека в ней и так далее- от самых простых до глубоких, философских. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к чтению, к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять.

Погружая младшего школьника слишком резко в самостоятельное чтение ( при отсутствии сформированного прочного навыка чтения), нарушается естественный процесс восприятия детьми шести-семи лет художественных текстов. Существуют особенности восприятия младшими школьниками литературных произведений.

На первом этапе восприятия происходит слежение за развитием действий в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Дети этого возраста принимают произведение сначала чувствами, а затем уже умом и логикой. Дидактика начального образования должна считаться с тем, что нельзя избежать этого этапа восприятия, ведь с него начинается осознание произведения как совокупности эмоций, чувств, идей, мыслей. В начальной школе процесс обучения часто строится таким образом, что ребенок не успевает пережить, осознать возникшие чувства, оценить влияние прослушанного произведения на субъективное состояние. Учащихся сразу погружают в дидактическую сущность произведения (чему учит, какая главная мысль, какова идея).

Этап чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения – второй этап  восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи, осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев.

На третьем этапе начинается влияние результатов восприятия на личность слушателя, реализация его в оценочных суждениях, самостоятельной речевой, художественной деятельности.

Таким образом, полноценное восприятие художественного произведения на уроках литературного чтения осуществляется через чувства, образы и мысли младших школьников. Во время литературного чтения художественного произведения идет воздействие на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает широкие возможности для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.