Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ – средство эстетического и нравственного воспитания учащихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Козлова Лидия
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 3342
Показать PDF версию ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ – средство эстетического и нравственного воспитания учащихся

Козлова Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
E-mail: kln-123@mail.ru

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга девятнадцатого столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина «литературная гостиная», оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности ученика в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. При изучении курса классической литературы XVIII — XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений. Современным молодым людям кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных литературой, а они тянутся к новому, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в творческий процесс.
Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик.
Литературная гостиная — содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия — область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная — это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», — писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый ощутил особый эмоциональный настрой «на самый высший лад» — лирический. Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, как гармонично скомпоновать сценарий.
Таким образом, первый и важный компонент нашей работы — эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе — эстетического мировоззрения.
Неотделим от эстетического компонента — нравственный. Весь «литературный материал», который ученики «пропускают через себя», нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, ученик одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.
В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:
• Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
• Осмысление «генеральной идеи» поэтического спектакля.
• Выстраивание композиции и подготовка сценария.
• Подготовка музыкального оформления.
• Анализ лирических стихотворений.
• Работа над выразительностью чтения.
• Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
• Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
• Момент творчества. Чтение учениками своих стихов, сочинений.
• Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями.
Не берусь судить строго своих учеников, но чтобы «вжиться» в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:
• формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
• развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
• освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
• приобретение опыта публичного выступления;
• расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенции учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.
Литературная гостиная — это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная — любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность ученика, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.
Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.
Развитие человека — это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию. Я убеждена, что именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте.
Мои ученики с удовольствием пробуют своё перо в написании стихотворений, сочинений. Темы, связанные с поэзией, стали ученикам ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные. Ценным является то, что работа в литературной гостиной развивает у учеников желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.
Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь.