Евразийский
научный
журнал

Кто и почему должен изучать международное гуманитарное право?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бахаев Абу-Магомед Адамович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1506
Показать PDF версию Кто и почему должен изучать международное гуманитарное право?

Бахаев Абу-Магомед Адамович
Студент ЧГУ,
Россия, г.Грозный
E-mail: bahaev.abu@mail.ru

Неопровержимым является тот факт, что даже самые безупречные с точки зрения теории юридические документы рискуют остаться «мертвой буквой», если страны, ратифицировавшие эти документы, не будут применять их на практике и доводить содержание до сведения лиц, ответственных за их применение. К небольшому числу международных договоров, обязывающих государства, ставшие их участниками, заниматься распространением знаний о них, относятся непосредственно Женевские Конвенции и Дополнительные протоколы к ним.

Распространение знаний и информации о международном гуманитарном праве является обязанностью государств — участников Женевских конвенций, которые должны «включать (его) изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования с тем, чтобы с его принципами было ознакомлено все население в целом...». В силу этого обязательства и, понимая важность знаний о международном гуманитарном праве и участия студентов в их распространении, практически во всех образовательных учреждениях России периодически совместно с МККК проводятся конференции, семинары, круглые столы.

В подтверждение к вышесказанному стоит упомянуть, что в 1999 г. было заключено трехстороннее Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации, МККК и Российским Красным Крестом. В соответствии с Соглашением стороны координируют свою деятельность, направленную на создание необходимых условий для ознакомления с основами МГП и его изучения учащимися общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования, а также студентами образовательных учреждений высшего образования. МГП включено в образовательные программы некоторых факультетов.

Политика, проводимая государством в процессе имплементации норм международного гуманитарного права, преследует несколько целей:

1. оказать студентам помощь в освоении ими положений о формах и методах межгосударственного общения в специфических условиях вооруженных конфликтов необходимых для осуществления правоприменительной деятельности;

2. выработать у студентов систему научного подхода к оценке и анализу межгосударственных отношений в условиях вооруженного конфликта;

3. внести существенный вклад в воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности и толерантности.

И если сущность первых двух целей заключается в формировании у молодежи точных знаний в теории МГП и практики применения его норм, то последняя носит более нравственный и философский характер, что немаловажно для международного гуманитарного права.

Разумеется, отсутствие знаний о международном гуманитарном праве у нас, как у студентов, и не распространение знаний о нем не подразумевает под собой наступление какой-либо ответственности. Однако неопровержимым является тот факт, что коль целью нашего пребывания в образовательных учреждениях является получение знаний, и коль мы являемся гражданами страны — участницы Женевских Конвенций, то наш долг повысить свои знания в области МГП и принять участие в распространении этих знаний на территории нашей страны, а возможно и за ее пределами.

Становится историей предыдущий век. Человечество готовится жить в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить преграду бесчеловечности? Наверное, во многом это зависит от нас, студентов, от наших знаний норм МГП, от нашего участия в ознакомлении с текстами этих норм, как военнослужащих, так и всего населения в целом. Не стоит исключить и то, что именно нам, ныне студентам, а в будущем, возможно, людям, слова и действия которых в силу определенных обстоятельств будут влиять на судьбы тысячи людей, необходимо сейчас повысить свой багаж знаний, извлечь из истории урок, чтобы не повторять ошибки людей, которые, возможно, когда-то тоже были студентами.

Использованная литература:

  1. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 2003г.;
  2. И. И. Котляров. Международное гуманитарное право// третье издание, М.: Юнити, 2009г.;