Евразийский
научный
журнал

Костюмы в миниатюрах Мавераннахра

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Азимова Мухайё Баротовна, Авезов Шерали Наимович
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1422
Показать PDF версию Костюмы в миниатюрах Мавераннахра

Азимова Мухайё Баротовна
преподаватель
Авезов Шерали Наимович
преподаватель
Бухарский государственный университет (Узбекистан)
E-mail: gulshod.ostonova.82@mail.ru

В статье рассказывается о средневековой восточной миниатюре. Так же широко описывается популярные сюжеты среднеазиатских миниатюр, все виды женских одеяний.

Ключевые слова: дуппи,паранжи,курпача,куйлак,каба,курта,жома,лозим.

Средневековая восточная миниатюра уже давно признана ценным и важным источником по истории материальной культуры прошлого, позволяющим изучать архитектуру и быт, музыкальные инструменты и ткани, мебель и керамику, изделия из металла и ковры, то есть те предметы, которые в большинстве своем не дошли до нашего времени.

mntrkost_1.jpg

Миниатюрная живопись Востока является также важным и достоверным источником по истории костюма, не только донесшим до нас образцы одежд далеких эпох, но и позволяющим увидеть их местное своеобразие, манеру ношения, аксессуары.

Костюм являлся главным этническим и социальным показателем для средневекового общества, поэтому художник-миниатюрист при его изображении был чрезвычайно внимателен к определяющим деталям одежд, имевшим для него как для человека своей эпохи первостепенное значение. Внимателен он был, по нашим наблюдениям, и к показу воз­растных признаков в одежде, передаваемых в основном за счет коли­чества одновременно надеваемых одежд, головных уборов, причесок. Условность же при изображении костюма заключалась, главным обра­зом, в цветах одежд, так как краски, используемые миниатюристами и ткачами, были различны в общем плоскостном решении образа человека и надетого на нем костюма. Кроме того, условно передавались орнамент вышивки и декор ткани. Однако все детали прорисовывались чрезвычайно тщательно (швы, направление складок, покрой и пропор­ции одежд, форма головных уборов.).

mntrkost_2.jpg

В XVI–XVII столетиях в странах средневекового Востока, где сохранялось духовное наследие государства тимуридов, существовали сходные условия истории культурного развития, определившие общность религии, быта, идеологии, что повлияло и на известную общность в одеждах покрое, составе и компонентах костюма, наличии некоторых видов головных уборов, например чалмы — основного го­ловного убора мусульман.

Различия в костюмах средневековых стран заключались главным образом в деталях, связанных с локальными особенностями.

Так, ис­следователи уже отмечали, что в миниатюрах Мавераннахра XVI в. Халатов из набивных или парчовых тканей с широкими горизонтальными пет­лицами, которые носили при Сефевидах, хотя покрой их одинаков (в Мавераннахре в это время были модны однотипные халаты и каба, расшитые по плечам, груди и спине). И художник всегда скрупулезно отражал эти различия.

mntrkost_3.jpg

Претендующей на полноту, является выявление и определение женских одежд, встречаемых на миниатюрах Мавераннахра (Средней Азии) XVI–XVII вв.

Миниатюры XVI веков, иссле­дованные относительно полно, позволяют проследить эволюцию костю­мов Бухары и провинций даже по десятилетиям.

Популярными сюжетами среднеазиатских миниатюр были сцены дворцовых приемов, пикников в саду или на лоне природы, где хан изображался восседающим на троне в обществе придворных и женщин гарема, а также сцены свидания влюбленных, иллюстрирующие поэти­ческие сборники. Женская одежда XVI–XVII веках упоминается крайне редко. Вероятно, в силу замкнутого образа жизни женщин, причем виды одежд только называются: паранджи, дуппи, (головной убор) что свидетельствует о единой терминологии для мужских и женских одежд того времени, но по этим названиям выделить особенности женских костюмов фактически невозможно.

mntrkost_4.jpg

В миниатюрах же хорошо поддаются изучению все виды женских одеяний всех социальных и возрастных групп.

В Средней Азии женские и мужские костюмы, как и на всем средневековом Востоке, складывались столетиями в результате взаимодействия климатических, бытовых, религиозно эстетических условий жизни и взаимных контактов с соседними народностями.

mntrkost_5.jpg

Они определи­ли, несмотря на местные различия, общую для мужской и женской одежды основу, состоящую из широкой удлиненно кроенной рубахи, позволяющей легче переносить жару и не сковывающую движений, длинных штанов (необходимых при традиционной манере сидеть на расстеленных на полу одеялах курпачах) и верхнего халата (предохра­няющего от палящих лучей солнца летом и осеннее зимних холодов.) Эти элементы среднеазиатского костюма до сих пор сохранялись и не изменились на протяжении веков, менялись лишь некоторые детали, декор, длина и ширина одежд и ткани. Важную роль играет в женских, как и мужских одеждах, головной убор, по форме, манере ношения, деталями, украшения которого безошибочно определялись происхождение и социальное положение носителя. На мавераннахрских миниатюрах женская верхняя одежда состоит из тех же компонентов, что и мужская. Это нижнее удлиненное платье обычно белого цвета с длинными рукавами, надеваемое на тело, с горизонтальным или вертикальным воротом, называемое в письменных источниках платье (курта). Поверх него надевают другое, цветное, тоже такое же платье с длинными рукавами (пирохан куйлак), оно также имеет горизонтальный ворот или глубокий вырез в области груди. Эти платья имеют шов на спине и по бокам. Поверх платья надевают верхнюю распашную одежду — каба, имеющий осевой разрез по всей длине или запах справа налево. Рукава кааба могут быть как длинными, ниже кистей, так и короткими — до локтя. Под нижнее платье надевали штанишки (лозим) длиной до щиколотки, иногда заправляемые в сапожки. Женщины, как и мужчины, надевали верхний халат, (джома) предохраняющий от непогоды. В торжественных случаях надевали длинный до земли нарядный халат, сшитый из шелковых или парчовых тканей, они были с длинными, почти до подола рукавами. На миниатюрах он изображен носимым внакидку.

mntrkost_6.jpg

В XVI столетии, как в предыдущее время, в качестве выходной одежды употреблялась накидка — широкая, прямоугольной формы, хорошо скрывающая очертания фигуры от посторонних глаз. Приме­чательно, что на миниатюрах Ирана и Мавераннахра женщины набрасывают ее на голову, окутывая плечи, но лица при этом остаются открытыми Покрывало придерживается за концы руками и при необходимости закрывает лицо до глаз.

Вероятно, такое покрывало создавало извест­ные неудобства, и в конце XVI в. женщины набрасывают, выходя на улицу, на голову халат. XVI — начала XVII вв. Это обычный верхний халат, но при такой манере ношения длинные рукава его остаются пустыми и сво­бодно свисают по сторонам.

В миниатюрах второй половины XVII в. мы встречались уже с изображением собственно паранджи. Паранджи представля­ет собой описанный выше головной халат, который имеет короткую, до груди, волосяную сетку (чашмбанд). Сетка прикреплялась с помощью завязок на затылке. Виды одежд в Бухаре и Самарканде, видимо, были общими, но различались декором, тканями, отдельными деталями. Бухарская одежда, по сравнению с провинциальной одеждой, выглядела богаче в декоре и наряднее, ткани, употреблявшиеся здесь, разнообразнее, фасо­ны более подвержены иноземным влияниям.

mntrkost_7.jpg

В начале XVI века и до 20-х годов в Бухаре носили одежды, модные в XV столетии в Герате, столице Хорасана, бывшем законодателем мод во всем средне восточном регионе. Длина всех одежд до пола, они полностью скрывают ноги. Одежда, сшитая из однотонной ткани, имела золотошвейную орнаментальную вышивку, выполненную по плечам, спине и груди. В начале 20-х годов эта мода проходит, и мы видим на бухарских миниатюрах этого времени простые, без вышивок одежды из однотонных тканей сдержанных синих, корич­невых и терракотовых расцветок.

В середине столетия женские костюмы становятся богаче и разно­образнее.

Употребляются узорчатые ткани с крупным или мелким раститель­ным рисунком. В начале и первой четверти XVII столетия костюмы вновь удли­няются до щиколотки. Короткие платья (кальтача), которая в XVI веков была, до середины бедер удлиняется до колен и имеет глубокий выем на груди, вертикальный шов до середины бедер и разрез на Нижнее платье застегивается у горловины на одну пуговицу, так что образуется глубокая щель. В целом платья этого времени более облегающие за счет швов.

mntrkost_8.jpg

С 40-х годов XVII века в бухарской моде начинают свое влияние костюмы Индии, одежды становятся более облегающими и подчеркивают форму женского тела, что было характерной особенностью индийского костю­ма. Шьются они как из местных гладкоокрашенных, так и из индий­ских тканей светлых расцветок с мелким цветочным узором или с редким рисунком.

Одевались также в одежду из прозрачных тканей, что своеобразно изображается художником. Нижняя одежда как бы просвечивала сквозь них. Из тканей в это время также изображается бархат белый контур силуэта одежды и прорисовка белым складок под рукавами создают иллюзию фактуры ткани.

Подобная мода, судя по миниатюрам, продержалась в бухар­ском костюме до последней четверти XVII веков. По миниатюрам можно выделить также особенности одежды по­жилых женщин. Как показали наши наблюдения, они общие для всего средне восточного региона. Одежда пожилых женщин отличается от одежды девушек и молодых женщин, прежде всего, коли­чеством платьев. Как уже отмечалось, они носят преимущественно одно, очень свободное, с мысообразным вырезом на груди и рукавами, очень широкими и короткими, до запястий, в то время как у молодых женщин и девушек они очень длинные и сужающиеся.

Штаны у пожилых жен­щин тоже короткие, до щиколоток, и широкие. При наличии ряда общих черт костюмы отличаются локальными деталями, а также головными уборами и ювелирными украшениями.

Ювелирные украшения на миниатюрах Мавераннахра изображены на женщинах придворного круга, музыкантшах, принцессах, а также на горожанках. В основном, это серьги и ожерелья, жемчужные под­вески, поддерживающие головные уборы, кольца, ножные и ручные браслеты.

В XVI столетии изображение ювелирных украшений на миниатю­рах Мавераннахра минимально, возможно, в связи с тем что они скрыты под одеждами, хотя в письменных источниках они упоминаются часто. Судя по их изображениям, ювелирные украшения носили преимущественно в Бухаре. Бухарским ювелир­ным украшением в XVI веке было нагрудное ожерелье (хайхаль), состоящее из крупных золотых розеток, поддерживающих из лепестков амулет (тумор). Подобные ожерелья впоследст­вии стали принадлежностью, среднеазиатского женского костюма и со­хранились до начала XX веков в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, они известны как (зебгардон).

По миниатюрам также можно проследить некоторые виды одежды (паранджа), отдельные ювелирные украшения, бытовавшие до нашего времени. Возможность увидеть костюмы прошлых эпох на миниатюрах позволяет выявить эстетические критерии женского костю­ма, связанные с религиозными, этическими представлениями, вкусами среднеазиатского средневекового общества. Художественный образ костюма строится на сочетании строгого силуэта и обогащающих его деталей: золотошвейной вышивки, декора­тивных тканей, драгоценных украшений. На стиль женской одежды особый отпечаток наложили требования шариата, согласно которым она должна быть свободной и не подчерки­вать форм фигуры. По словам Навои, тело женщины было словно заключено в «темницу из одежд». Этой же цели служили уличная накидки и паранджа, которые вместе с тем скрывали лицо от палящих лучей солнца, так как, по эстетическим представлени­ям восточных народов, красивой считалась белокожая женщина.

Изучение миниатюр Мавераннахра XV- XVII вв. еще раз под­тверждает, что это бесценный и достоверный источник по истории культуры прошедших эпох.

Использованная литература

  1. Пугаченкова Г.А. Изобразительное и прикладное искусство.
  2. Акимушкин О.Ф., Иванов А.А. О мавераннахрекой школе миниатюрной живописи XVII 1968 г