Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Азимова Мухайё Баротовна
преподаватель
Авезов Шерали Наимович
преподаватель
Бухарский государственный университет (Узбекистан)
E-mail: gulshod.ostonova.82@mail.ru
В статье рассказывается о средневековой восточной миниатюре. Так же широко описывается популярные сюжеты среднеазиатских миниатюр, все виды женских одеяний.
Ключевые слова: дуппи,паранжи,курпача,куйлак,каба,курта,жома,лозим.
Средневековая восточная миниатюра уже давно признана ценным и важным источником по истории материальной культуры прошлого, позволяющим изучать архитектуру и быт, музыкальные инструменты и ткани, мебель и керамику, изделия из металла и ковры, то есть те предметы, которые в большинстве своем не дошли до нашего времени.
Миниатюрная живопись Востока является также важным и достоверным источником по истории костюма, не только донесшим до нас образцы одежд далеких эпох, но и позволяющим увидеть их местное своеобразие, манеру ношения, аксессуары.
Костюм являлся главным этническим и социальным показателем для средневекового общества, поэтому художник-миниатюрист при его изображении был чрезвычайно внимателен к определяющим деталям одежд, имевшим для него как для человека своей эпохи первостепенное значение. Внимателен он был, по нашим наблюдениям, и к показу возрастных признаков в одежде, передаваемых в основном за счет количества одновременно надеваемых одежд, головных уборов, причесок. Условность же при изображении костюма заключалась, главным образом, в цветах одежд, так как краски, используемые миниатюристами и ткачами, были различны в общем плоскостном решении образа человека и надетого на нем костюма. Кроме того, условно передавались орнамент вышивки и декор ткани. Однако все детали прорисовывались чрезвычайно тщательно (швы, направление складок, покрой и пропорции одежд, форма головных уборов.).
В
Различия в костюмах средневековых стран заключались главным образом в деталях, связанных с локальными особенностями.
Так, исследователи уже отмечали, что в миниатюрах Мавераннахра XVI в. Халатов из набивных или парчовых тканей с широкими горизонтальными петлицами, которые носили при Сефевидах, хотя покрой их одинаков (в Мавераннахре в это время были модны однотипные халаты и каба, расшитые по плечам, груди и спине). И художник всегда скрупулезно отражал эти различия.
Претендующей на полноту, является выявление и определение женских одежд, встречаемых на миниатюрах Мавераннахра (Средней Азии)
Миниатюры XVI веков, исследованные относительно полно, позволяют проследить эволюцию костюмов Бухары и провинций даже по десятилетиям.
В миниатюрах же хорошо поддаются изучению все виды женских одеяний всех социальных и возрастных групп.
В Средней Азии женские и мужские костюмы, как и на всем средневековом Востоке, складывались столетиями в результате взаимодействия климатических, бытовых, религиозно эстетических условий жизни и взаимных контактов с соседними народностями.
Они определили, несмотря на местные различия, общую для мужской и женской одежды основу, состоящую из широкой удлиненно кроенной рубахи, позволяющей легче переносить жару и не сковывающую движений, длинных штанов (необходимых при традиционной манере сидеть на расстеленных на полу одеялах курпачах) и верхнего халата (предохраняющего от палящих лучей солнца летом и осеннее зимних холодов.) Эти элементы среднеазиатского костюма до сих пор сохранялись и не изменились на протяжении веков, менялись лишь некоторые детали, декор, длина и ширина одежд и ткани. Важную роль играет в женских, как и мужских одеждах, головной убор, по форме, манере ношения, деталями, украшения которого безошибочно определялись происхождение и социальное положение носителя. На мавераннахрских миниатюрах женская верхняя одежда состоит из тех же компонентов, что и мужская. Это нижнее удлиненное платье обычно белого цвета с длинными рукавами, надеваемое на тело, с горизонтальным или вертикальным воротом, называемое в письменных источниках платье (курта). Поверх него надевают другое, цветное, тоже такое же платье с длинными рукавами (пирохан куйлак), оно также имеет горизонтальный ворот или глубокий вырез в области груди. Эти платья имеют шов на спине и по бокам. Поверх платья надевают верхнюю распашную одежду — каба, имеющий осевой разрез по всей длине или запах справа налево. Рукава кааба могут быть как длинными, ниже кистей, так и короткими — до локтя. Под нижнее платье надевали штанишки (лозим) длиной до щиколотки, иногда заправляемые в сапожки. Женщины, как и мужчины, надевали верхний халат, (джома) предохраняющий от непогоды. В торжественных случаях надевали длинный до земли нарядный халат, сшитый из шелковых или парчовых тканей, они были с длинными, почти до подола рукавами. На миниатюрах он изображен носимым внакидку.
В XVI столетии, как в предыдущее время, в качестве выходной одежды употреблялась накидка — широкая, прямоугольной формы, хорошо скрывающая очертания фигуры от посторонних глаз. Примечательно, что на миниатюрах Ирана и Мавераннахра женщины набрасывают ее на голову, окутывая плечи, но лица при этом остаются открытыми Покрывало придерживается за концы руками и при необходимости закрывает лицо до глаз.
Вероятно, такое покрывало создавало известные неудобства, и в конце XVI в. женщины набрасывают, выходя на улицу, на голову халат. XVI — начала XVII вв. Это обычный верхний халат, но при такой манере ношения длинные рукава его остаются пустыми и свободно свисают по сторонам.
В миниатюрах второй половины XVII в. мы встречались уже с изображением собственно паранджи. Паранджи представляет собой описанный выше головной халат, который имеет короткую, до груди, волосяную сетку (чашмбанд). Сетка прикреплялась с помощью завязок на затылке. Виды одежд в Бухаре и Самарканде, видимо, были общими, но различались декором, тканями, отдельными деталями. Бухарская одежда, по сравнению с провинциальной одеждой, выглядела богаче в декоре и наряднее, ткани, употреблявшиеся здесь, разнообразнее, фасоны более подвержены иноземным влияниям.
В начале XVI века и до
В середине столетия женские костюмы становятся богаче и разнообразнее.
Употребляются узорчатые ткани с крупным или мелким растительным рисунком. В начале и первой четверти XVII столетия костюмы вновь удлиняются до щиколотки. Короткие платья (кальтача), которая в XVI веков была, до середины бедер удлиняется до колен и имеет глубокий выем на груди, вертикальный шов до середины бедер и разрез на Нижнее платье застегивается у горловины на одну пуговицу, так что образуется глубокая щель. В целом платья этого времени более облегающие за счет швов.
С
Одевались также в одежду из прозрачных тканей, что своеобразно изображается художником. Нижняя одежда как бы просвечивала сквозь них. Из тканей в это время также изображается бархат белый контур силуэта одежды и прорисовка белым складок под рукавами создают иллюзию фактуры ткани.
Подобная мода, судя по миниатюрам, продержалась в бухарском костюме до последней четверти XVII веков. По миниатюрам можно выделить также особенности одежды пожилых женщин. Как показали наши наблюдения, они общие для всего средне восточного региона. Одежда пожилых женщин отличается от одежды девушек и молодых женщин, прежде всего, количеством платьев. Как уже отмечалось, они носят преимущественно одно, очень свободное, с мысообразным вырезом на груди и рукавами, очень широкими и короткими, до запястий, в то время как у молодых женщин и девушек они очень длинные и сужающиеся.
Штаны у пожилых женщин тоже короткие, до щиколоток, и широкие. При наличии ряда общих черт костюмы отличаются локальными деталями, а также головными уборами и ювелирными украшениями.
Ювелирные украшения на миниатюрах Мавераннахра изображены на женщинах придворного круга, музыкантшах, принцессах, а также на горожанках. В основном, это серьги и ожерелья, жемчужные подвески, поддерживающие головные уборы, кольца, ножные и ручные браслеты.
В XVI столетии изображение ювелирных украшений на миниатюрах Мавераннахра минимально, возможно, в связи с тем что они скрыты под одеждами, хотя в письменных источниках они упоминаются часто. Судя по их изображениям, ювелирные украшения носили преимущественно в Бухаре. Бухарским ювелирным украшением в XVI веке было нагрудное ожерелье (хайхаль), состоящее из крупных золотых розеток, поддерживающих из лепестков амулет (тумор). Подобные ожерелья впоследствии стали принадлежностью, среднеазиатского женского костюма и сохранились до начала XX веков в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, они известны как (зебгардон).
По миниатюрам также можно проследить некоторые виды одежды (паранджа), отдельные ювелирные украшения, бытовавшие до нашего времени. Возможность увидеть костюмы прошлых эпох на миниатюрах позволяет выявить эстетические критерии женского костюма, связанные с религиозными, этическими представлениями, вкусами среднеазиатского средневекового общества. Художественный образ костюма строится на сочетании строгого силуэта и обогащающих его деталей: золотошвейной вышивки, декоративных тканей, драгоценных украшений. На стиль женской одежды особый отпечаток наложили требования шариата, согласно которым она должна быть свободной и не подчеркивать форм фигуры. По словам Навои, тело женщины было словно заключено в «темницу из одежд». Этой же цели служили уличная накидки и паранджа, которые вместе с тем скрывали лицо от палящих лучей солнца, так как, по эстетическим представлениям восточных народов, красивой считалась белокожая женщина.
Изучение миниатюр Мавераннахра XV- XVII вв. еще раз подтверждает, что это бесценный и достоверный источник по истории культуры прошедших эпох.
Использованная литература